Бузургмехр Ёров — адвокат, представляющий интересы членов Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), запрещённой в произвольном порядке. Его арестовали по обвинению в мошенничестве, и ему грозят пытки и жестокое обращение. Выбранный для ареста момент указывает на то, что обвинения против него, скорее всего, носят политическую подоплёку и преследуют цель лишить арестованных членов ПИВТ адвокатской помощи.
16-17 сентября сотрудники правоохранительных органов Таджикистана арестовали 13 высокопоставленных членов Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и конфисковали паспорта ещё у 50 её членов, предположительно, чтобы помешать их выезду за рубеж (см. АСП: http://amnesty.org.ru/ru/2015-09-21-asp/). В официальном заявлении Генеральная прокуратура обвинила их в участии в «преступных бандах», которые 4 сентября организовали нападения на правительственные здания в столице страны Душанбе, а также в районах Вахдат и Рудаки. Власти утверждали, что нападения возглавлял тогдашний заместитель министра обороны Абдухалим Назарода, который впоследствии был убит в ходе спецоперации. Власти также утверждали, что он действовал по указанию находящегося в изгнании руководителя ПИВТ Мухддина Кабири. Последний отрицает какую-либо связь с беспорядками 4 сентября и обвиняет власти в фабрикации улик против него и членов ПИВТ.
В последние годы таджикские власти всё чаще подвергают гонениям членов ПИВТ и других оппозиционных организаций, находящихся как в Таджикистане, так и в изгнании. С конца 1990-х годов и вплоть до текущего года ПИВТ была официально зарегистрированной политической партией, которая участвовала в выборах и получила ряд мест в парламенте страны. После выборов 1 марта 2015 года, в которых фактически помешали участвовать представителям оппозиции, партия утратила два остававшихся за ней парламентских места. Двадцать восьмого августа ПИВТ получила распоряжение Министерства юстиции о прекращении деятельности до 7 сентября на том основании, что не она пользуется достаточной поддержкой для сохранения за собой регистрации как политической партии. Двадцать девятого сентября Генеральная прокуратура признала ПИВТ «террористической организацией», что позже было подтверждено решением Верховного суда Таджикистана, на том основании, что ряд её членов предположительно были причастны к группировкам, пропагандирующим «экстремизм», и что она использовала СМИ, в том числе газету «Спасение», для распространения «экстремистских идей» и пропаганды религиозной ненависти.
Пытки и жестокое обращение в Таджикистане по-прежнему применяются систематически, несмотря на План действий по выполнению рекомендаций, предложенных Комитетом ООН против пыток в 2013 году. Уголовные преследования сотрудников правоохранительных органов, подозревающихся в применении пыток, происходят весьма редко и зачастую прекращаются либо приостанавливаются до завершения.
Адвокатам многократно отказывают в свиданиях с клиентами, находящимися под стражей, нередко по несколько дней. Лица, которые, как считается, представляют угрозу государственной безопасности, в том числе члены религиозных движений и исламистских организаций или партий, особо рискуют подвергнуться содержанию под стражей без связи с внешним миром, а также пыткам и жестокому обращению. Адвокатам также грозят преследования, запугивания и арест в качестве наказания. Ранее в текущем году адвоката по правам человека Шухрата Кудратова приговорили к девяти годам лишения свободы, признав виновным в мошенничестве и даче взяток. Шухрат Кудратов утверждает, что эти обвинения носили политическую подоплёку и связаны с его работой в группе защитников бывшего министра по делам энергетики и промышленности и оппозиционера Заида Саидова. Заид Саидов сам был признан виновным и приговорён к 26 годам тюрьмы.
Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов, гласят: «Правительства обеспечивают, чтобы юристы… могли выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства» (принцип 16); «юристы не отождествляются со своими клиентами или интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих функций» (принцип 18), а также «правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений» (принцип 22).
Имя: Бузургмехр Ёров (Бузургмехр Равшанович ЁРОВ)
Пол: муж.
АСП 209/15 индекс: EUR 60/2567/2015 дата публикации: 1 октября 2015 года