На востоке Украины пророссийские сепаратистские власти самопровозглашённой «Донецкой Народной Республики» (ДНР) удерживают под стражей внештатного корреспондента Станислава Асеева, который пропал без вести несколько недель назад. Его обвиняют в шпионаже.
Станислав Асеев – внештатный корреспондент из подконтрольного сепаратистам Донецка, который до задержания 2 июня под псевдонимом публиковал репортажи о повседневной жизни в самопровозглашённой «Донецкой Народной Республике» (ДНР).
3 июня, после того как Станислав Асеев пропал и перестал отвечать на телефонные звонки, родственники приехали к дому, где тот живёт. Они ждали у дома несколько часов, но он так и не появился. 4 июня встревоженные родственники вернулись, на этот раз с хозяином квартиры. Открыв дверь, они увидели явные признаки обыска.
Родные Станислава Асеева заявили о его исчезновении де-факто властям ДНР, в том числе в полицию и инстанцию под названием «Министерство государственной безопасности» (МГБ), с просьбой установить местонахождение журналиста. Им ничего не ответили. Помимо прочего они были в двух изоляторах в Донецке, но так и не смогли найти его.
Конфликт на востоке Украины начался в первые месяцы 2014 года после аннексии Крымского полуострова Российской Федерацией. В апреле и мае 2014 года противники новых киевских властей захватили здания местных администраций и правоохранительных органов в нескольких городах Донецкой и Луганской областей на востоке Украины (Донбасс). Требуя расширения местной автономии или независимости от Украины, а также укрепления связей с Россией, организаторы протестов сформировали вооружённые отряды при поддержке Российской Федерации и провозгласили Донецкую и Луганскую Народные Республики. В ответ киевские власти начали военную операцию, названную ими антитеррористической (АТО), целью которой было возвращение контроля над регионом.
Местные силовые органы самопровозглашённых республик действуют без каких бы то ни было сдержек и противовесов. Они произвольно задерживают людей и удерживают их в подконтрольных им изоляторах. Чаще всего применяется «административный арест» на 30 суток, в период которого задержанные не имеют никакой связи с внешним миром. Amnesty International и другие организации, отслеживающие положение с правами человека, документально зафиксировали случаи, когда таких задержанных подвергали пытками и другому жестокому обращению, чтобы выбить «признательные» показания, которые затем использовались против них в судах ДНР. Дополнительную информацию о нарушениях смотри в совместном докладе Amnesty International и Хьюман Райтс Вотч «“Вас не существует”. Произвольные задержания, насильственные исчезновения и пытки в ходе конфликта на востоке Украины».
На территории самопровозглашённой ДНР нет надлежащим образом учреждённых судов, отвечающих стандартам и нормам международного права. Статья 321 «Уголовного кодекса» ДНР о шпионаже предусматривает наказание до 20 лет лишения свободы или смертную казнь в военное время. В соответствии с нормами международного гуманитарного права вынесение и приведение в исполнение приговоров без предварительного судебного разбирательства, проведённого созданным в установленном порядке судом, обеспечивающим соблюдение международных норм справедливого судебного разбирательства, является военным преступлением.
См. также: Власти самопровозглашённой ДНР отказываются признать факт задержания журналиста Асеева
Имя: Станислав Асеев
Пол (м/ж): мужской
Дополнительные сведения по АСП 160/17, индекс: EUR 50/6778/2017, дата публикации: 21 июля 2017 года