Российская Федерация: необходимо прекратить уголовное дело против правозащитника

AMNESTY INTERNATIONAL

ЗАЯВЛЕНИЕ

Индекс AI: EUR 46/028/2010

11 августа 2010 года

Amnesty International требует прекратить уголовное дело, возбуждённое против Олега Орлова.

6 июля 2010 года руководителю российского правозащитного центра «Мемориал» Олегу Орлову предъявили обвинения в клевете в адрес президента Чечни Рамзана Кадырова. Согласно российскому законодательству, клевета является уголовным преступлением, предусматривающим наказание в виде лишения свободы на срок до трёх лет.

Год назад стало известно о похищении и убийстве Натальи Эстемировой - одной из ведущих сотрудниц «Мемориала» в Чечне. Олег Орлов, реагируя на убийство своей сотрудницы, возложил ответственность за это убийство на Рамзана Кадырова. Он подчеркнул, что Рамзан Кадыров угрожал Наталье Эстемировой, оскорблял её и считал своим личным врагом. «Мы не знаем, отдал ли он приказ сам или это сделали его ближайшие соратники, чтобы угодить начальству», - объяснил свою позицию Олег Орлов.

Слова Олега Орлова были опубликованы в виде цитаты на сайте «Мемориала», а также широко цитировались российскими и зарубежными СМИ.

Рамзан Кадыров предъявил гражданский иск Олегу Орлову и правозащитному центру «Мемориал». Кроме того, по его заявлению против Олега Орлова возбуждено уголовное дело в связи с клеветой. Руководитель «Мемориала» объяснил суду, что его слова не подразумевали непосредственную причастность Рамзана Кадырова к убийству правозащитницы Натальи Эстемировой, но говорили о его вине «в политическом и социальном смысле» и выражали мнение Олега Орлова о том, что в последние годы Рамзан Кадыров способствовал созданию опасных условий для правозащитников в Чечне.

6 октября 2009 года московский районный суд удовлетворил иск президента Кадырова об оскорблении чести и достоинства и предписал ответчикам опубликовать опровержение на сайте «Мемориала», а также выплатить истцу компенсацию за моральный ущерб в размере 70 000 рублей (2300 долларов США). Позже ответчики обжаловали это решение.

На судебном заседании по делу о клевете Олег Орлов и его коллеги представили суду ряд заявлений президента Рамзана Кадырова и его ближайшего окружения, в которых те угрожали правозащитникам и другим лицам, критиковавшим руководство Чечни.

В феврале 2010 года в СМИ прошли сообщения о том, что Рамзан Кадыров отозвал иск в отношении Олега Орлова; высказывались предположения, что дело будет прекращено. Однако следствие продолжалось, и 6 июля Олегу Орлову предъявили обвинения по статье 129 Уголовного кодекса.

Amnesty International подчёркивает, что правозащитники имеют право высказываться о грубых нарушениях прав человека, происходящих в Чечне. Законы о клевете не должны применяться с целью подрыва их деятельности, которая и без того происходит в обстановке беспрестанных гонений, запугиваний, угроз и убийств. Согласно устоявшимся нормам международного права, терпимость должностных лиц к критике должна быть выше, а не ниже, чем терпимость частных лиц. Законы о клевете не должны особо защищать должностных лиц, а последние не должны прибегать к помощи государства при предъявлении частных исков в связи с клеветой. Государственные власти никоим образом не должны участвовать в возбуждении исков в случаях предполагаемой клеветы в адрес должностных лиц. Любое должностное лицо, желающее предъявить иск в связи с клеветой, должно действовать исключительно как частное лицо.

Убийства активистов НПО в России, в частности, в Чечне, не прекратились со смертью Натальи Эстемировой. Спустя всего четыре недели похитили сотрудницу НПО «Спасём поколение» Зарему Сайдулаеву и её мужа Алика Джабраилова. Похитители предположительно назвались сотрудниками правоохранительных органов. Позже тела Заремы Сайдулаевой и Алика Джабраилова были обнаружены в багажнике их собственного автомобиля.

Правозащитники на Северном Кавказе уже давно подвергаются сильнейшему давлению в ходе свой деятельности. В январе 2010 года ряд должностных лиц, в том числе премьер-министр Владимир Путин, заявили, что правозащитные организации в регионе должны иметь возможность спокойно работать. Тем не менее, гонения на правозащитников в Чечне не прекращаются, а уголовное дело против Олега Орлова лишь возводит их на новую ступень.

Amnesty International глубоко озабочена тем, что слова с прямыми угрозами в адрес правозащитников в Чечне продолжают исходить от высокопоставленных должностных лиц. Так, по имеющимся данным, в интервью 3 июля 2010 года президент Рамзан Кадыров назвал правозащитников предателями и «врагами народа, врагами закона, врагами государства». В этом контексте он упомянул Олега Орлова, «Мемориал» и его сотрудников, работающих в Чечне. «Мемориал» считает это «прямой и явной угрозой» и более чем когда-либо опасается за безопасность своих сотрудников.

Краткая справка

В своём решении от 8 июля 1986 года по делу «Лингенс против Австрии» Европейский суд по правам человека заявил: «Соответственно, пределы допустимой критики в отношении политиков как таковых шире, чем в отношении частного лица. В отличие от последнего, первый должен проявлять и большую степень терпимости к пристальному вниманию журналистов и всего общества, к каждому его слову и действию. Нет сомнения, что п. 2 статьи 10 позволяет защищать репутацию каждого, т.е. распространяется и на политиков, даже когда они выступают не в личном качестве, но в таких случаях противовесом подобной защиты выступает интерес общества к открытой дискуссии по политическим вопросам» (пункт 42).

Согласно требованию Принципов эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней, «вышестоящие руководители или другие государственные официальные лица могут быть привлечены к ответственности за совершение деяний лицами, находящимися у них в подчинении, если они имели разумную возможность предупредить подобные деяния» (принцип 19).

#новости #правозащитники #преследование активистов #Россия #Северный Кавказ #Чечня