Российская Федерация: правосудие должно свершиться

МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ

ПРЕСС-РЕЛИЗ

AI Index: EUR 46/030/2003

11 апреля 2003 г.

Международная Амнистия призывает российские власти к полным и справедливым судебным разбирательствам и осуществлению шагов по опровержению принятого представления о безнаказанности серьезных нарушений прав человека в Чеченской республике.

«Виновных в серьезных нарушениях прав человека редко призывают к ответу, создается впечатление, что расследования зачастую проводят поверхностно, после чего их приостанавливают. Российские власти должны продемонстрировать политическую заинтересованность в защите фундаментальных прав всех граждан, они должны недвусмысленно подчеркнуть недопустимость нарушений прав человека», - заявила сегодня Международная Амнистия.

Неадекватное расследование обвинений, касающихся нарушений со стороны российских войск, и безнаказанность виновных создали обстановку, в которой российские силы безопасности считают, что можно и дальше безнаказанно нарушать права гражданского населения Чечни. Международная Амнистия выражает озабоченность этими аспектами в связи с последними событиями, касающимися двух нашумевших судебных дел. Речь идет о повторном суде над полковником Юрием Будановым, обвиненным в убийстве чеченской женщины, а также суде над служащим отряда милиции особого назначения Сергеем Лапиным, обвиненного в похищении и пытках чеченского гражданина.

Военный суд в Ростове-на-Дону, на юге России, постановил, что повторный суд над полковником Будановым начнется 21 апреля. 31 декабря 2002 года полковника Буданова освободили от судебной ответственности за похищение и убийство 18-летней чеченской девушки Хеды Кунгаевой по причине «временной невменяемости». Это решение было отменено Верховным Судом Российской Федерации 28 февраля 2003 года.

14 апреля 2003 года в северокавказском городе Пятигорске состоится слушание дела служащего отряда милиции особого назначения (ОМОНа) Сергея Лапина по обвинению в похищении, пытках и издевательствах над чеченским гражданином Зелимханом Мурдаловым. Лапин подал на прокуратуру в суд за то, что был обвинен в этих преступлениях. По сообщениям, первые обвинения были предъявлены Лапину в январе 2001 года, в мае 2002 года он был освобожден из предварительного заключения, и уголовное дело отложили по состоянию его здоровья. Тем временем, по сообщениям, свидетели опознали еще двух служащих ОМОНа, связанных с этим делом, которых, однако, пока еще ни в чем не обвинили.

Краткая справка

Ночью 26 марта 2000 года полковник Буданов со своими солдатами вошел в дом Хеды Кунгаевой в селе Танги-Чу в Чечне и задержал ее. Полковник Буданов заявил, что, подозревая ее в том, что у нее есть сведения о чеченских боевиках, он решил привести ее к себе для допроса. Широко сообщалось о том, что Буданов признался, что в процессе расследования убил Хеду Кунгаеву, задушив ее, по его словам, в состоянии «временной невменяемости». Результы вскрытия тела подтвердили, что перед смертью Хеду Кунгаеву изнасиловали. По непонятным причинам, обвинение решило игнорировать установленный при вскрытии факт изнасилования девушки, обвинив полковника Буданова в убийстве и злоупотреблении властью. В изнасиловании же Хеды Кунгаевой не был обвинен никто.

Житель чеченской столицы, города Грозного, Зелимхан Мурдалов 2 января 2001 года вышел из дому, сказав, что вернется через час. С тех пор семья его больше не видела. Отец установил, что молодой человек, по описаниям, напоминавший его сына, был задержан в центре города. Милиция сообщила, что сына задержали по обвинению в том, что у задержанного нашли марихуану, и что позднее он был отпущен. Сообщают, однако, что все те, кто находились в одной, с Зелимханом Мурдаловым, камере, заявили, что видели его на следующий день после ареста в бессознательном состоянии со следами сильных побоев и пыток. В январе 2001 года было начато уголовное дело об «исчезновении» Зелимхана Мурдалова, однако отцу все еще ничего неизвестно о судьбе и местонахождении сына.

#новости #расследование преступлений #Россия #Северный Кавказ #Чечня