Два иранских врача - братья Араш и Камиар Алаей, которых шесть месяцев удерживали под стражей, не предъявляя обвинений, ожидают решения по итогам несправедливого суда, прошедшего за закрытыми дверями 31 декабря 2008 года в Революционном суде Тегерана (Иран).
Братья - специалисты по профилактике и лечению ВИЧ и СПИДа. Почти десятилетие они посвятили работе над программами по борьбе с ВИЧ и СПИДом в Иране. В частности, они работали над снижением вреда для лиц, употребляющих наркотики путём инъекций.
Мусульманский студент медицинского факультета выступает на собрании в поддержку братьев Алаей в иранской миссии в ООН, сентябрь 2008 года.
© Джонатан Хатсон, «Врачи за права человека»
Amnesty International опасается, что братья стали узниками совести. Несмотря на то, что международные органы, а также сама организация и её члены по всему миру неоднократно требовали освободить братьев в случае, если им не намерены предъявить обвинения в общепризнанном уголовном преступлении, ответом иранских властей стал несправедливый судебный процесс.
На пресс-конференции, состоявшейся 30 декабря 2008 года, представитель судебной власти Ирана Алиреза Джамшиди заявил, что Араш и Камиар Алаей обвиняются в «действиях, направленных против государственной безопасности, посредством сотрудничества с Америкой», «пропаганде против государственного строя» и «принадлежности к группам, враждебным по отношению к государственному строю».
Одно из обвинений, по-видимому, предъявлено по статье 508 уголовного кодекса Ирана. Она предусматривает лишение свободы сроком до 10 лет за «сотрудничество» с «вражеским правительством». Вместе с тем, в уголовном кодексе нет пояснений о том, что именно представляет собой «сотрудничество» либо что подразумевается под «вражеским правительством».
Amnesty International неоднократно обращала внимание на массу расплывчатых формулировок в статьях Уголовного кодекса Ирана, относящихся к свободе объединения и «государственной безопасности». Они запрещают разнообразные виды деятельности, например, связанные с общественной полемикой либо, как в данном случае, контакты с международными органами.
По сообщениям, сторона обвинения интерпретировала тот факт, что братья участвовали в международных конференциях по проблеме СПИДа, как элемент плана по устроению т.н. «бархатной революции» против Тегерана.
«Контакты с международными органами по охране общественного здоровья и научными организациями с целью обмена опытом и стремление к тому, чтобы ВИЧ инфицированные и больные СПИДом получали наилучшее возможное лечение, заслуживают признания, а не уголовного преследования», - сказал Дрюри Дайк, исследователь Amnesty International по Ирану.
Однодневный процесс не отвечал элементарным стандартам справедливости судопроизводства. Насколько известно, прокурор отказался раскрыть в зале суда ряд обвинений, выдвинутых против братьев, поэтому их адвокат Масуд Шафи не знал обо всех предъявленных им обвинениях и не смог подготовить эффективную защиту. Кроме того, ему не позволили ознакомиться с доказательной базой в полном объёме и, как сообщалось, не предоставили необходимых возможностей оспорить выступление обвинения.
Представитель организации «Врачи за права человека» Джонатан Хатсон сказал: «Преданные огласке обвинения были необоснованны, имели политическую подоплёку и незаконный характер; […] [врачи] невиновны в уголовных преступлениях. Они творили добро, занимаясь медициной».
На момент проведения судебного разбирательства братья находились под стражей на пять месяцев дольше, чем допускает уголовно-процессуальный кодекс Ирана. Согласно статье 33 УПК, дела должны закрываться в течение месяца после ареста. Хотя кодекс допускает продление предписаний о заключении под стражу, в случае братьев остаётся неясно, регистрировалось ли предписание о заключении под стражу в соответствии с требованиями, и была ли у них возможность опротестовать законность предписания.
Кто такие братья Алаей?
Доктора Араша Алаей арестовали сотрудники иранских силовых структур 22 июня 2008 года. На следующее утро они привели его под конвоем в дом матери в Тегеране, где арестовали его брата - доктора Камиара Алаей. Кроме того, силовики изъяли принадлежащие братьям документы.
Камиар Алаей пишет докторскую диссертацию в Школе общественного здоровья в Олбани при университете штата Нью-Йорк (город Олбани, штат Нью-Йорк). В сентябре прошлого года он собирался вернуться к учёбе. Он получил степень магистра по здоровью населения и международному здравоохранению в Гарвардской школе общественного здоровья (город Бостон).
Араш Алаей - бывший директор по вопросам международного образования и сотрудничества в области научных исследований Иранского национального научно-исследовательского института туберкулёза и болезней лёгких.
С 1998 года братья Алаей разрабатывали программы лечения и профилактики ВИЧ и СПИДа, уделяя особое внимание уменьшению вредных последствий для лиц, употребляющих наркотики путём инъекций.
О работе братьев с наркоманами и проститутками в Тегеране рассказывалось в 2004 году в документальном телефильме «Би-би-си» под названием «Мохаммед и сват», в котором Камиар Алаей заявил: «В Иране возможна серьёзнешая проблема ВИЧ, и для того, чтобы начать с ней бороться, нам нужно рассказывать о её первопричинах […] Многие люди всё ещё боятся говорить об этом. Некоторых ВИЧ инфицированных общество отвергает и клеймит, и они зачастую оказываются в изоляции».
Помимо работы в Иране братья Алаей проводили учебные курсы для афганских и таджикских медработников, а также старались поощрять сотрудничество на региональном уровне среди 12 стран Ближнего Востока и Центральной Азии.
Благодаря их усилиям усовершенствовались знания врачей в регионе, развивается медицинская наука, а Иран получил признание Всемирной организации здравоохранения как пример передовой практики.
Действия Ирана по решению проблемы ВИЧ и СПИДа (которые по меньшей мере отчасти впервые предложены братьями), завоевали уважение международного сообщества. Особенно это касается профилактических мер, которые стараются внедрить Араш и Камиар Алаей.
По данным доклада 2008 года о Глобальной эпидемии СПИД (опубликован программой ООН по СПИДу 29 июля 2008 года; с текстом можно ознакомиться на сайте: unaids.org), «поддержка программ по обмену игл в таких странах, как Исламская Республика Иран […] служит ярким примером смелого, вдохновенного лидерства в ответ на ВИЧ».
Тем не менее, правительство Президента Махмуда Ахмадинежада, пришедшее к власти в августе 2005 года, постепенно стало отказываться от поддержки таких центров. 14 января 2009 года