Монголия не должна оставить безнаказанными сотрудников полиции, подозреваемых в нарушении прав человека во время беспорядков 1 июля 2008 года

AMNESTY INTERNATIONAL

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Индекс AI: ASA 30/006/2010

30 июня 2010 года

Прошло уже два года с тех пор, как пять человек погибли по время беспорядков, вспыхнувших на площади Сухбатор в столице страны Улан-Баторе, а монгольские власти так и не привлекли к уголовной ответственности сотрудников полиции, подозреваемых в превышении силы и стрельбе на поражение во время беспорядков, заявила Amnesty International.

Во вторую годовщину беспорядков (1 июля) Amnesty International призвала монгольские власти выполнить обязательства, взятые на себя в рамках международного права в области прав человека. Монгольским властям следует привлечь к уголовной ответственности сотрудников полиции, обвиняемых в этих преступлениях, а также начать расследования других случаев предполагаемых нарушений со стороны полиции.

Во время беспорядков полиция применила для разгона толпы дубинки, щиты, слезоточивый газ, оружие с резиновыми и холостыми боеприпасами, а также боевые патроны. Демонстранты бросали камни и нападали на полицейских с палками. Как минимум девять человек пострадали от огня полиции, четверо из них погибли. Ещё один человек, по сообщениям, умер, задохнувшись дымом.

Amnesty International признаёт, что поддержание общественного порядка - обязанность монгольской полиции. Однако это необходимо делать в строгом соответствии с международными стандартами в области прав человека, касающимися применения силы сотрудниками правоохранительных органов.

После беспорядков Специальный отдел расследований приступил к расследованию применения боевых патронов. Следствие установило, что сотрудники полиции действительно применяли боевые патроны, а те из них, кому выдали огнестрельное оружие и кто его применил, не получали никаких предварительных инструкций по применению огнестрельного оружия и не проходили надлежащей подготовки по вопросам последствий его применения. Кроме того, было проведено расследование по факту отдачи приказа четырьмя старшими офицерами полиции открывать огонь на поражение.

Специальный отдел завершил следствие и 19 января 2010 года передал результаты в прокуратуру, которая в феврале 2010 года сняла все обвинения с четырёх старших офицеров полиции и десяти рядовых полицейских.

Снятие обвинений фактически означает, что их дела не будут переданы в суд. Согласно монгольским законам, решение о том, следует ли обнародовать информацию по тому или иному делу, принимает прокурор.

Прокуратура Улан-Батора подтвердила Amnesty International в мае 2010 года, что ни одного из четырёх старших офицеров не станут привлекать к уголовной ответственности. Напротив, на них распространяется амнистия по закону «Об амнистии» от 9 июля 2009 года, под который подпадают незначительные преступления и правонарушения, совершённые до 24 июня 2009 года.

Десять сотрудников полиции, чья роль в применении огнестрельного оружия стала предметом расследования, также не будут привлекаться к уголовной ответственности. Как сообщила прокуратура Улан-Батора, в их действиях не обнаружено состава преступления, поскольку у них не было намерения кого-либо убить.

Решив никого не привлекать к уголовной ответственности, прокуратура тем самым нарушила обязательства Монголии в рамках международного права в области прав человека, согласно которым власти должны принимать все необходимые меры, чтобы произвольное или неправомерное применение силы, в том числе с летальным исходом, наказывалось как уголовное преступление. Когда у суда нет возможности вынести судебное определение о виновности или невиновности сотрудников полиции, ответственных за стрельбу, это нарушает право жертв и общественности на правосудие и может подтолкнуть других сотрудников полиции к подобным действиям в будущем.

Международные стандарты в области прав человека, касающиеся обязательства государств соблюдать и защищать право на жизнь, жёстко ограничивают обстоятельства и характер применения силы сотрудниками правоохранительных органов. Принятые ООН Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка гласят (принцип 9), что огнестрельное оружие можно использовать исключительно для самообороны или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти или серьёзного ранения и лишь в тех случаях, когда менее решительные меры недостаточны для достижения этих целей. В этих принципах явным образом указано, что при разгоне агрессивно настроенных толп сотрудники правоохранительных органов могут применять огнестрельное оружие лишь в тех случаях, когда менее опасные средства не дадут нужного результата, и лишь в той мере, в какой это минимально необходимо, и только в условиях, оговоренных в принципе 9. Любое другое применение огнестрельного оружия не является оправданным.

Согласно Основным принципам ООН, правительства обязаны следить за тем, чтобы произвольное или противоправное применение огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов наказывалось по закону как уголовное преступление. Основные принципы также требуют, чтобы правительство и правоохранительные органы в обязательном порядке привлекали к уголовной ответственности высокопоставленных должностных лиц, если тем известно или должно было быть известно о случаях незаконного применения силы или огнестрельного оружия подчинёнными им сотрудниками правоохранительных органов и они не приняли всех имеющихся в их распоряжении мер для предотвращения, пресечения таких случаев, либо умолчали о таких случаях.

Кроме того, Amnesty International по-прежнему обеспокоена тем, что расследования носили ограниченный характер и затрагивали лишь случаи открытия огня на поражение. Сообщения о других случаях неоправданного или чрезмерного применения силы полицией во время демонстраций, о жестоком обращении с задержанными и о несправедливых судебных процессах по делам подозреваемых по-прежнему не расследуются должным образом.

Краткая справка

1 июля 2008 года тысячи человек вышли на площадь Сухбатор в Улан-Баторе в знак протеста против предполагаемых массовых нарушений во время парламентских выборов, состоявшихся 29 июня 2008 года. Второго июля было введено чрезвычайное положение сроком на четыре дня. В ночь с 1 на 2 июля полиция арестовала свыше 700 человек; ещё свыше 100 человек были арестованы в последующие недели. Собственное расследование событий, проведённое Amnesty International в 2009 году, показало, что жалобы на пытки и другие виды жестокого обращения систематически игнорируются или не расследуются властями должным образом.

Amnesty International призывает правительство Монголии:

  • принять меры к тому, чтобы по всем жалобам и сообщениям о нарушениях прав человека проводились своевременные, независимые, беспристрастные и тщательные расследования, а лица, подозреваемые в совершении подобных преступлений, привлекались к уголовной ответственности в судебном порядке с соблюдением международных норм справедливого отправления правосудия;
  • возместить ущерб родственникам жертв и самим пострадавшим в соответствии с международными стандартами;
  • проследить за тем, чтобы сотрудников полиции обучали воздерживаться от применения силы и прибегать к ней лишь в исключительных обстоятельствах, изложенных в Основных принципах ООН, касающихся применения силы и огнестрельного оружия, и других международных стандартах.

См. также:

#новости #Монголия #полиция #разгон демонстраций #расследование преступлений