Российскому правозащитнику Алексею Соколову грозят пытки и другие виды жестокого обращения. В настоящее время он находится под стражей в следственном изоляторе в Новосибирске (Западная Сибирь), где его, предположительно, избили сотрудники тюрьмы. В ближайшие дни его должны перевести в тюрьму в Красноярском крае, расположенную в Сибири в тысячах километров от его дома. Ему по-прежнему грозят новые пытки и жестокое обращение.
Руководителя одной из российских правозащитных организаций Алексея Соколова в мае 2010 года приговорили к пяти годам лишения свободы за кражу и разбойное нападение. Этот приговор, вынесенный по итогам процесса, в ходе несколько раз были отмечены нарушения норм справедливого судопроизводства, после обжалования сократили до трёх лет лишения свободы. Его адвокаты собираются обжаловать и этот приговор. Amnesty International обеспокоена тем, что Алексей Соколов, возможно, является узником совести, которого преследуют за правозащитную работу.
По словам адвокатов Алексея Соколова, отбывать наказание ему предстоит в Красноярске - более чем в 2000 километрах от Екатеринбурга, где он проживает и где до 25 августа его содержали под стражей. Двадцать шестого августа его перевели в следственный изолятор ФГУ ИЗ-54/1, расположенный в Новосибирске, между Екатеринбургом и Красноярском. Как сообщили Amnesty International местные источники, вскоре после прибытия в Новосибирск его избили сотрудники тюрьмы. Кроме того, по имеющимся сведениям, его на несколько часов поместили в одиночное заключение. Amnesty International опасается, что Алексей Соколов может столкнуться с подобным обращением и в Красноярске.
Amnesty International обеспокоена тем, что решение направить Алексея Соколова отбывать наказание вдали от дома может не соответствовать международным стандартам в области прав человека, согласно которым заключённые должны, по возможности, отбывать наказание поблизости от дома - в частности, для того, чтобы их могли навещать родственники. Перевод Алексея Соколова в Красноярск также затрудняет его общение с адвокатами, что может привести к нарушению его права на справедливое рассмотрение второй апелляции, которую он собирается подать. Решение о его переводе в Красноярск, по сообщениям, содержалось в особой директиве, поступившей руководству тюрьмы в Екатеринбурге от российского тюремного ведомства вскоре после того, как срок его заключения сократили по итогам апелляции.
Amnesty International обращается к директору Федеральной службы исполнения наказаний А.А. Реймеру, прокурору г. Новосибирск В.П. Пономарёву, Уполномоченному оп правам человека в Российской Федерации В.П. Лукину с призывом:
ПОЖАЛУЙСТА, ОТПРАВЬТЕ ОБРАЩЕНИЯ НЕ ПОЗДНЕЕ 14 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА СЛЕДУЮЩИМ АДРЕСАТАМ:
Внимание! Согласно правилам, российские члены Amnesty International не могут вести работу по индивидуальным случаям нарушения прав человека в своей стране (однако могут, к примеру, заниматься лоббированием или образованием в области прав человека). По этой причине контактная информация удалена. Работу по Российской Федерации ведут члены организации в других странах.
Также направьте копии письма в дипломатические представительства Российской Федерации в вашей стране. После указанной даты, прежде чем отправлять письмо, свяжитесь с представительством Amnesty International в своей стране. Это шестое по счёту обновление по АСП 128/09 (EUR 46/011/2009). Дополнительная информация: http://amnesty.org.ru/node/1396
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Алексей Соколов - учредитель российской правозащитной организации «Правовая основа», которая борется с пытками и жестоким обращением с задержанными в Российской Федерации. «Правовая основа» добилась нескольких расследований в отношении сотрудников правоохранительных органов, в том числе по фактам утверждений о том, что задержанных пытали с целью выбить «признание».
Алексей Соколов приобрёл известность после того, как снял и распространил фильм о пытках и жестоком обращении в изоляторе временного содержания (ИВС) в екатеринбургской колонии ИК-2. Фильм широко обсуждался как в российских, так и в зарубежных СМИ и послужил причиной закрытия ИВС.
Кроме того, Алексей Соколов расследовал предполагаемую коррупцию в некоторых правоохранительных органах Екатеринбурга: как он выяснил, ряд должностных лиц содействовали сокрытию преступлений в екатеринбургском ИВС.
В 2008 году Алексея Соколова назначили в Общественную комиссию по надзору за местами содержания под стражей. Работая в комиссии, он посетил ряд мест лишения свободы. Его отстранили от исполнения служебных обязанностей после задержания в мае 2009 года.
В 2008 году ему стало известно, что нескольких заключённых пытаются заставить оговорить его и дать показания о его причастности к преступлениям, в том числе к разбойному нападению в 2004 году и краже в 2001 году. Расследование этих преступлений неоднократно закрывалось, поскольку не удавалось установить личности подозреваемых, однако его возобновили незадолго до ареста Алексея Соколова 13 мая 2009 года. Вскоре после того, как его задержали, сотрудники милиции, предположительно, угрожали ему пытками за его правозащитную работу. Amnesty International полагает, что Алексей Соколов может являться узником совести, и что в действительности его преследуют за ведение законной деятельности по защите прав человека.
13 мая 2010 года Богдановичский городской суд приговорил Алексея Соколова к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима за кражу, предположительно, совершённую в 2001 году, и за разбойное нападение, предположительно, совершённое в 2004 году. Суд снял с него третье обвинение, относившееся к предполагаемому разбойному нападению в 2004 году.
По словам адвокатов Алексея Соколова, приговор Богдановичского городского суда в Свердловской области целиком основывался на показаниях других обвиняемых по тому же делу, которые уже отбывают сроки лишения свободы за эти и другие преступления. Кроме того, адвокаты сообщили о ряде процессуальных нарушений в ходе следствия и во время судебного разбирательства.
Новые сведения по АСП: 128/09 Индекс: EUR 46/031/2010 Дата публикации: 2 сентября 2010 года
#Анонсы #места лишения свободы #правозащитники #Россия