Гаэтан Муту и Стефан Оберрайт, делегаты Amnesty International в Кот д’Ивуаре
Мы - делегаты Amnesty International, и сейчас нам в первую очередь хотелось бы фиксировать сообщения о грубых нарушениях прав человека в Абиджане и на западе страны, где без нужды гибнут мужчины, женщины и дети.
Мы пока не можем покинуть Абиджан - город, в котором всего две недели назад жили более пяти миллионов человек. Теперь многие уехали.
Две недели назад автовокзалы были переполнены, люди старались покинуть город: оттуда уезжали машины, набитые полиэтиленовыми пакетами, с чемоданами на крыше.
Вид у людей был безнадёжный и печальный. Родители нервничали, ругали детей, раздражаясь их криками и беготнёй.
Неделя в городе тянулась долго. Люди жили в постоянном страхе, попав под перекрёстный огонь между сторонниками покидающего пост президента Лорана Гбагбо и войсками президента Алассана Уаттары, признанного международным сообществом.
По Абиджану по-прежнему трудно передвигаться из-за опасной обстановки. Неделю назад правительство Алассана Уаттары объявило комендантский час до шести часов утра. Люди не должны выходить из дома, и у многих нет продуктов и воды. От квартала к кварталу ситуация значительно отличается. В одних районах ещё есть вода, а в других уже нет; есть районы, где обстановка безопаснее, чем в других.
Наблюдая за происходящим из окна гостиницы, мы заметили, что кое-кто всё-таки отваживается выйти на улицу. Позавчера мы видели, как вооружённые люди в форме целились в гражданских лиц. Через несколько минут вооружённые люди вернулись на исходную позицию, а мирные жители убежали. Выстрелов мы не слышали.
Никому не известно, кто эти вооружённые люди. В царящем хаосе отовсюду сообщается о мародёрстве и произвольных казнях.
Положение в больницах критическое: у медицинского персонала нет медикаментов и материалов для лечения больных, нет даже продуктов.
Беременные женщины и новорождённые тоже находятся в критической ситуации, а у гуманитарных НПО, присутствующих в Абиджане, нет возможности регулярно посещать больницы и другие медицинские учреждения из-за опасной обстановки.
Из соображений безопасности нам не разрешается открывать окна и шторы. Но мы немного сплутовали и на несколько секунд выглянули на улицу через штору: дороги чаще всего безлюдны.
В гостинице подача воды ограничена, поскольку неизвестно, как долго ещё продлится кризис. Раненых здесь нет, но стресс и нервозность явно ощутимы.
Каждый день мы слышим беспорядочный огонь и артобстрелы, и нам приходилось выбегать в коридор из-за опасности шальных пуль. В выходные в наш гостиничный номер стреляли.
Каждый день мы слышим и видим вертолёты ООН и Франции, кружащие в небе над городом. Во время краткой вылазки из гостиницы (мы пытались продолжить исследовательскую работу) мы видели следы боя, произошедшего накануне. Повсюду были следы от пуль и сильно повреждённые машины. Дороги были абсолютно безлюдны, если не считать нескольких солдат.
Мы видели группу мирных жителей, шедших с поднятыми вверх руками. Они искали воду и пищу либо более безопасные места. Мы также встретили трёх женщин, которые прятались в канаве. Они сказали нам, что дальше по дороге есть снайперы.
Мы быстро вернулись в гостиницу. Там мы пока в безопасности.
Однако этого не скажешь о многих ивуарцах. Поэтому мы призываем всех участников конфликта принимать все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать дальнейших убийств мужчин, женщин и детей.
7 апреля 2011 года
#вооружённый конфликт #Кот-Д’Ивуар #блог