Хайтам аль-Малех, сирийский активист и правозащитник, привык получать плохие известия от властей Дамаска.
За последние тридцать лет 79-летний адвокат дважды отбывал тюремный срок (в 1980-1986 и ) за правозащитную деятельность. Кроме того, притеснение со стороны властей привело к роспуску Сирийской ассоциации прав человека, которую он возглавлял.
Поэтому, когда 23 июня адвокат сказал ему - после визита в Управление паспортной и иммиграционной службы Сирии - что действовавший уже семь лет запрет на выезд из страны наконец-то снят, он усомнился в этом и решил перепроверить информацию.
«Я отправил другого адвоката, поскольку не поверил первому», - сказал он Amnesty International. - «Я даже не надеялся, что смогу покинуть Сирию».
Но новость оказалась правдивой. Аль-Малех получил паспорт 26 июня. Десятого июля он выехал из Сирии в Европу. В тот же самый день сирийское правительство заявило на Конференции национального диалога, которую бойкотировала большая часть оппозиции, что все запреты на передвижение будут сняты. При этом аль-Малех никак не мог поверить случившемуся.
«Даже проходя пограничный контроль в аэропорту, я всё ещё сомневался, что мне действительно разрешили свободно путешествовать», - сказал он.
Первым делом он направился в Турцию, где впервые за последние семь лет встретился с сыном Иясом, а также принял участие в съезде сирийских оппозиционеров в Стамбуле.
Хайтама аль-Малеха, отбывавшего очередной тюремный срок (три года), досрочно освободили 8 марта в ходе амнистии для определённых категорий правонарушителей. Одна из таких категорий включала в себя лиц старше 70 лет. Однако его активная поддержка массовых протестов, которые вскоре вспыхнули в стране, вынудила его уйти в подполье, чтобы избежать повторного заключения под стражу.
Находясь в бегах, аль-Малех подал заявление на выдачу паспорта. О том, что ему наконец-то позволено свободно покинуть страну, он узнал лишь тогда, когда поручил своим адвокатам разузнать, как обстоят дела с паспортом. То, каким окольным путём ему стало известно о возможности выехать за рубеж, характеризует всю степень произвола при наложении и снятии ограничений на передвижение в Сирии.
Сотни, а возможно и тысячи сирийцев, включая активистов-правозащитников, политических активистов и их родственников, предположительно подвергаются подобному произволу, ограничивающему свободу их передвижения. Виновниками произвола являются различные ветви силовых структур Сирии, чья деятельность непрозрачна, а накладываемые ими ограничения могут быть как временными, так и постоянными. Некоторые запреты вскрываются только тогда, когда человек обращается к властям в связи с планируемой поездкой.
На первый взгляд, заявление сирийских госорганов о том, что все ограничения на свободу передвижения ликвидированы, выглядит шагом вперёд. Тем не менее, будет трудно установить количество людей, с которых такие ограничения сняты, пока не прояснится численность и состав группы лиц, которым было запрещено покидать страну.
Тем временем аль-Малех использует вновь обретённую свободу для продолжения политической деятельности за границей. Он посещает мероприятия, проводимые оппозицией, и лоббирует европейских политиков.
Что касается заявления о снятии запретов на выезд, большого впечатления оно на него не произвело. «Это не прогресс», - заявил он. - «Изначально не нужно было запрещать людям путешествовать, поскольку это противозаконно».
Когда аль-Малеха спросили, не беспокоится ли он о том, что его деятельность за границей может поставить его под удар, он не изменил своему реноме дерзкого человека. «Я совершенно не волнуюсь», - заявил он. - «У меня есть девиз: нужно перестать волноваться и начать жить».
18 июля 2011 года