Дарфур: новые поставки оружия из Китая и России способствуют разжиганию конфликта

AMNESTY INTERNATIONAL

ПРЕСС-РЕЛИЗ

9 февраля 2012 года

  • Продажа оружия Судану подчёркивает необходимость эффективного Договора о торговле оружием.

В сегодняшнем заявлении Amnesty International говорится, что поставки оружия в Дарфур из Китая и России способствуют грубому нарушению прав человека в этом регионе. Тот факт, что поставки осуществляются, указывает на неотложную необходимость ужесточения существующего, но малодейственного эмбарго ООН на поставки оружия, а также заключения эффективного международного Договора о торговле оружием.

В брифинге, озаглавленном «Судан: конфликту в Дарфуре нет конца», содержатся документальные свидетельства продолжающихся поставок в Судан оружия и боеприпасов из Китая, России и Беларуси, несмотря на наличие убедительных доказательств того, что оно будет использовано против гражданских лиц в Дарфуре. В числе поставляемого вооружения - большое количество боеприпасов, ударные вертолёты, самолёты-штурмовики, ракеты системы воздух-земля и бронемашины.

Согласно оценкам, около 70 000 человек были вынуждены покинуть восточный Дарфур в 2011 году в результате серии этнически-мотивированных нападений на племя загава, осуществлённых суданской армией и военизированными формированиями.

«Китай и Россия продолжают продавать оружие правительству Судана, будучи полностью осведомлёнными о том, что большая его часть, скорее всего, будет использована с целью нарушения прав человека в Дарфуре», - сказал Брайан Вуд, эксперт Amnesty International.

«Конфликт в Дарфуре поддерживается постоянным притоком оружия из-за границы. Для предотвращения серьёзных нарушений прав человека в будущем необходимо прекратить любое снабжение Судана оружием из-за рубежа, а эмбарго ООН на торговлю оружием необходимо распространить на всю страну».

На следующей неделе Совет безопасности ООН в Нью-Йорке вновь будет рассматривать действующие санкции против Судана. Правительства мировых держав также сядут за стол переговоров по имеющему первостепенное значение Договору о торговле оружием. Действенный договор в данной области обяжет правительства стран мира прекращать передачу вооружений, если имеется существенные основания полагать, что они будут использованы для совершения серьёзных нарушений прав человека или военных преступлений.

«До тех пор, пока правительства мировых держав не подпишут действенный Договор о торговле оружием, обязывающий уважать права человека, нарушения эмбарго ООН на продажу оружия будут продолжаться, и миллионы людей будут страдать от последствий безответственной передачи вооружений, как это происходит в Дарфуре», - добавил Брайан Вуд.

Оружие, поставляемое правительству Судана, используется в Дарфуре как напрямую Вооружёнными силами Судана (ВСС), так и пользующимися поддержкой правительства вооружёнными формированиями, включая Силы народной самообороны Судана (СНС). СНС находятся под непосредственным началом ВСС, а также получают от них снабжение и участвуют в совместных операциях, перемещаясь на принадлежащих суданским военным транспортных средствах.

ВСС, другие силовые структуры страны и поддерживаемые военными военизированные формирования используют стрелковые боеприпасы китайского производства.

Так, 1 декабря 2011 года суданские силовики осуществили мародёрское нападение на лагерь беженцев «Зам-зам». В ходе этого рейда один человек был застрелен и ещё шесть получили серьёзные ранения. По свидетельствам очевидцев, на месте рейда остались боеприпасы с маркировкой ‘41’ и ‘71’, указывающей на то, что страной-производителем является Китай. Даты производства (20)06 и (20)08 свидетельствуют о том, что боеприпасы прибыли в Дарфур после вступления в силу эмбарго ООН на поставки оружия.

По сведениям Amnesty International, боеприпасы с китайской маркировкой, произведённые в 2010 году, также были обнаружены в Южном Кордофане в 2011 году.

В ходе вооружённых столкновений в восточном Дарфуре в 2011 году, для атак на военные и гражданские объекты неоднократно применялись принадлежащие ВСС самолёты-штурмовики Су-25 и ударные вертолёты Ми-24. Кроме того, в роли импровизированных бомбардировщиков использовались транспортные самолёты марки «Антонов».

По сведениям Amnesty International, Судан получил 36 новых ударных вертолётов Ми-24 в период с 2007 по 2009 год. Пополнение парка вертолётов Ми-24 при содействии Российской Федерации позволяет ему продолжать агрессивные действия в Дарфуре.

На фотографии, сделанной в аэропорту Санкт-Петербурга в мае 2011 года, виден новый ударный вертолёт Ми-24П с суданскими опознавательными знаками, очевидно, ожидающий экспорта в Судан.

Amnesty International располагает доказательствами применения ракет класса «воздух-земля» во время авиаударов, нанесённых ВВС Судана в 2011 году. Авиаудары наносились как в ходе ранее упомянутых военных операций в Дарфуре, так и в других районах Судана. Эти ракеты производились в ряде стран бывшего СССР и входят в состав штатного вооружения ударных вертолётов Ми-24 и самолётов-штурмовиков Су-25.

Судан продолжает импортировать значительные количества бронемашин из Беларуси и Российской Федерации. Amnesty International собрала документальные подтверждения использования бронетранспортёров БТР-80А, а также реактивных систем залпового огня, смонтированных на джипах типа Тойота «Лэнд Крузер», в операциях ВСС и их действиях совместно с СНС в восточном Дарфуре в первой половине 2011 года.

Примечание для редакторов:

Эксперты Amnesty International в Гонконге, Йоханнесбурге, Лондоне и Нью-Йорке готовы дать интервью по теме.

Для получения копии отчёта, снимков найденного в восточном Дарфуре оружия, а также для организации интервью, просьба связаться с сотрудником пресс-службы Amnesty International Томом Маки по телефону +44 207 413 5566 или по электронной почте tom.mackey@amnesty.org @amnestypress

Amnesty International призывает Совет безопасности ООН:

• Немедленно распространить действие эмбарго ООН на всю территорию Судана с тем, чтобы прекратить поступление вооружений и военного снаряжения всем участникам конфликта в Дарфуре. Соблюдение данного эмбарго должно контролироваться располагающей соответствующими полномочиями и средствами экспертной группой ООН, предоставляющей регулярные отчёты в Комитет по санкциям Совета безопасности ООН. Для соблюдения режима эмбарго экспертная группа должна проводить международные расследования и отслеживать основные каналы поставок запрещённых товаров в Судан;

• Потребовать от правительства Судана соблюдать эмбарго ООН на поставки оружия в Дарфур, включая прекращение вылетов боевой авиации в регионе, а также получение предварительного согласия Комитета по санкциям Совета безопасности ООН на переброску военного снаряжения и боевой техники в Дарфур.

Amnesty International призывает правительства мировых держав заключить всеобъемлющий Договор о продаже оружия, который:

• предписывает чёткие параметры соблюдения прав человека, предотвращающие передачу обычных вооружений, если имеется существенный риск того, что они могут быть использованы для серьёзных нарушений международного гуманитарного права и международного права в области прав человека;

• включает в себя широкий охват вооружений, боеприпасов и другого военного снаряжения, используемых в ходе военных операций и для охраны правопорядка; а также

• содержит устойчивые стандарты применения его положений на практике и контроля над их исполнением, включая внутригосударственные системы выдачи разрешений и лицензий.

#Дарфур #новости #Китай #Оружие - под контроль #Россия