Мы собрались здесь сегодня, чтобы представить новый доклад Amnesty international о нарушениях прав человека на Северном Кавказе. Это первый доклад по региону, выпущенный за последние несколько лет. За это время происходящее на Северном Кавказе выпало из поля зрения и международного сообщества, и российского общества. Хотя ситуация улучшилась с того момента как конфликт в Чечне был официально завершен, регион остается глубоко нестабильным: незаконные вооруженные формирования продолжают свою деятельность, а серьезные нарушения прав человека стали составной частью ситуации в регионе.
Позвольте мне подчеркнуть, что Amnesty International признает тот факт, что деятельность незаконных вооруженный формирований представляет серьезную угрозу законности и порядку, а также жизни людей и их способности обеспечивать себе средства к существованию в регионе и даже за его пределами. Российские власти несут ответственность за сложившуюся ситуацию; они обязаны бороться с существующей угрозой, но необходимо делать это в рамках закона и с полным соблюдением прав человека. К сожалению, власти часто не справляются, и тогда правоохранительные органы действуют с таким же неуважением к закону, как и преступные банды, с которыми они призваны бороться. Таким образом правоохранительные органы становятся частью проблемы, вместо того, чтобы принимать участие в ее решении.
Наш доклад рассматривает конкретные случаи из Ингушетии, но в реальности его охват намного шире. Мы попытались рассмотреть систему и методы работы, которые позволяют безнаказанности и нарушениям прав человека процветать. В Ингушетии по сравнению с другими республиками региона ситуация не самая худшая. Там отмечено некоторое повышение уровня безопасности в течение последних лет, и местные власти могут ставить это себе в заслугу. Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров признает существование нарушений прав человека с большей готовностью, чем другие руководители региона, он предпринимает больше усилий для борьбы с такими нарушениями. Международные и российские НПО могут работать там в условиях большей свободы, чем в других местах. Особое значение придается социальному диалогу и реинтеграции бывших участников незаконных вооруженных формирований. Необходимо отметить, что другие республики могут многому научиться у Ингушетии.
Однако факт остается фактом, методы работы многих правоохранительных органов в Ингушетии продолжают оставаться глубоко проблематичными и типичными для региона в целом. Нарушения прав человека, которые происходят сегодня, остаются такими же, какими они были всегда - периодические насильственные исчезновения, предполагаемые внесудебные казни, незаконное содержание под стражей и широкое использование пыток для получения изобличающих и признательных показаний.
Печально, но эти нарушения, похоже, не являются случайными ошибками отдельных сотрудников правоохранительных органов, это избранная ими тактика. И безнаказанность, сопровождающая их, - это не только результат объективных сложностей по установлению правды и отправлению правосудия, это составляющая часть правоохранительной системы в том виде, в котором она существует на настоящий момент.
Как я уже сказал, ситуация на Северном Кавказе не привлекает много внимания вне региона. Она заслуживает большего внимания. Нарушения прав человека очень трудно изолировать от остальной системы, они могут постепенно проникнуть во всю систему уголовного правосудия. Так случилось на Северном Кавказе, и остальная часть Российской Федерации не имеет иммунитета к такому заражению. Верховенство права слабо в России и фактически отсутствует на Северном Кавказе.
Северный Кавказ далеко от Москвы, но серьезные недостатки государственной политики там сходны с факторами, негативно влияющими на продвижение России по пути к демократическому государству, где господствует верховенство закона, где все равны, и где права каждого соблюдаются.
Существует еще один способ борьбы с терроризмом, который не включает в себя систематического нарушения прав человека. Он требует эффективного сбора оперативной информации, качественной работы полиции и доверия местного населения. Это вопрос выбора. По мнению Amnesty International российские власти под влиянием сложных обстоятельств делают неправильный выбор.