В опубликованном в среду, 12 июня, докладе Amnesty International говорится о необходимости срочно завершить длящееся уже пятый год расследование причастности Польши к проводившимся США программам перебросок и тайных задержаний, и привлечь к справедливому суду всех виновников нарушений прав человека.
Польское правительство обвиняется в том, что при его содействии Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США создало в 180 километрах к северу от Варшавы в посёлке Старе Кейкуты тайную тюрьму, где с 2002 по 2005 год пытали подозреваемых, подвергшихся насильственным исчезновениям.
Расследование в отношении неофициального объекта ЦРУ тянется с 2008 года и ведётся практически в полной секретности. По сей день польская прокуратура не обнародовала почти никаких сведений о ходе следствия и не опубликовала его итогов.
«Завесу секретности и тактику затягивания времени нельзя использовать для ухода от ответственности. Польское правительство обязано честно рассказать о том периоде в истории страны, когда её руководство, по-видимому, помогало США и прочим государствам в незаконном удержании людей и их переброске туда, где их пытали и подвергали насильственным исчезновениям», - сказала Джулия Холл, эксперт Amnesty International по вопросам прав человека и борьбы с терроризмом.
«Джина уже выпустили из бутылки: СМИ, межправительственные и неправительственные организации опубликовали целый ряд достоверных материалов - не говоря уже об официальных данных, предоставленных польскими органами власти, - благодаря которым почти не осталось сомнений в том, что на территории Польши действовала тайная тюрьма ЦРУ. Если собрано достаточно доказательств для того, чтобы предъявить обвинения бывшим должностным лицам и сотрудникам разведки в причастности к противозаконной деятельности, их необходимо судить», - добавила она.
В докладе Amnesty International Unlock the truth: Poland’s involvement in CIA secret detention («Раскрыть всю правду: роль Польши в тайных задержаниях ЦРУ», на англ. яз.) рассказывается о попытках установить, на ком лежит ответственность за произошедшее в Польше. Сюда относится и обязанность государства вести расследования и - при наличии достаточных допустимых к рассмотрению в суде доказательств - судить и наказывать предполагаемых виновников и пособников преступлений в рамках международного права, таких как пытки и насильственные исчезновения.
После 11 сентября 2001 года подозреваемых в терроризме незаконно задерживали или похищали и перебрасывали в страны, где им грозили пытки и другие виды жестокого обращения и несправедливые суды, либо передавали в тайные тюрьмы ЦРУ, в которых применялись методы ведения допроса, которые можно приравнять к пыткам и жестокому обращению.
В большом выступлении, посвящённом политике США в сфере борьбы с терроризмом, 23 мая 2013 года президент Барак Обама признал, что такие методы действительно использовались, отметив, что «…в ряде случаев, на мой взгляд, мы поступались своими основополагающими ценностями - когда прибегали к пыткам на допросах наших врагов и задерживали людей вопреки принципу верховенства закона». Несмотря на всю ценность такого признания, администрация Обамы препятствует всем усилиям, предпринимавшимся в американских судах, чтобы привлечь к ответственности виновников таких нарушений прав человека.
«США уже сознались, что американские агенты пытали и незаконно задерживали людей, - отметила Джулия Холл. - Если Польша причастна к этим нарушениям, ей следует также признать свою роль и привлечь виновников к ответственности. Тяжесть и систематический характер совершённых преступлений не предполагают меньшего».
Польша попала в поле зрения по данной теме с 2005 года, когда впервые заговорили о том, что на её территории находилась тайная тюрьма ЦРУ.
В марте 2008 года польские власти завели уголовное дело, следствие по которому неоднократно приостанавливалось в связи с кадровыми перестановками в прокуратуре, переносом места расследования из Варшавы в Краков и заявлениями о том, что правительство США отказывается сотрудничать. Под предлогом «защиты национальной безопасности» расследование ведётся в обстановке секретности.
Следствие выявило двух человек, которым присвоен статус потерпевших.
Первый - гражданин Саудовской Аравии Абд аль-Рахим аль-Нашири, который подозревается в организации подрыва американского эсминца USS Cole у берегов Йемена в 2000 году. По его словам, его допрашивали в тайной тюрьме на территории Польши и применяли к нему «расширенные методы ведения допроса», а также совершали в отношении него другие нарушения прав человека, такие как имитация казни через расстрел и угрозы сексуального насилия над членами его семьи.
Второй - палестинец без гражданства, рождённый в Саудовской Аравии, по имени Зайн аль-Абидин Мухаммад Хусейн, также известный как Абу Зубайда. Предположительно, его тоже удерживали в Польше, где, как он говорит, его заставляли испытывать сильнейшую физическую боль и оказывали на него психологическое давление. В 2010 году в своих воспоминаниях бывший президент США Джордж Буш признал, что в тайной тюрьме ЦРУ к Абу Зубайде применяли симулирование утопления.
Сейчас и Абу Заубайда, и аль-Нашири находятся в лагере на военно-морской базе США в Гуантанамо-Бей (Куба), где над аль-Нашири идёт суд в военной комиссии.
Оба они в 2011 и 2013 году обратились с жалобами в Европейский суд по правам человека. В случае с аль-Нашири польское правительство отказалось раскрывать информацию, запрошенную судом.
В новом докладе Amnesty International содержатся также сведения о третьем человеке, который утверждает, что его в 2003 году держали в тайной тюрьме на территории Польши. Сейчас гражданин Йемена Валид бин Атташ находится в Гуантанамо-Бей и ожидает суда в военной комиссии.
«У людей, чьи права были нарушены, есть право на эффективные средства правовой защиты, что включает в себя право на обнародование правды о том, что с ними произошло, - сказала Джулия Холл. - Польская общественность также имеет право знать, чем от её имени занималось правительство, включая причастность руководства страны к нарушениям прав человека и преступлениям в рамках международного права (таким как пытки и насильственные исчезновения), а также использование территории Польши для подобных целей».
«Если Польша стремится к соблюдению прав человека и принципа верховенства права, её власти должны набраться политического мужества и рассказать правду о тайной тюрьме ЦРУ и о том, что в ней происходило. Следствие по этому уголовному делу должно быть по-настоящему независимым и эффективным, а все виновники пыток и насильственных исчезновений должны предстать перед судом», - заключила Джулия Холл.