Девятого августа 2009 года Лубат Бурхановой сообщили, что её сын Дильшодбек Муродов скончался в тюрьме накануне - по-видимому, от сердечной недостаточности. Когда ей выдали тело для погребения, она, приподняв саван, увидела многочисленные следы побоев. Лубат считает, что причиной смерти её сына стали пытки, и с тех пор она борется за восстановление справедливости.
Мать Дильшодбека Муродова - Лубат Бурханова - срезает в саду розу, чтобы возложить её на могилу сына. © Amnesty International/BHR
В Таджикистане милиция и силовики часто прибегают к пыткам и жестокому обращению, чтобы выбивать признания. В результате пыток во время предварительного заключения многие арестованные получают физические и психологические травмы, требующие длительного лечения; некоторые погибают под стражей. Выжившие нередко оказываются в тюрьме по итогам несправедливого суда.
В ноябре 2012 года президент Таджикистана заявил, что власти не намерены мириться с пытками. В ноябре 2013 года ему предстоят новые президентские выборы. Потребуйте от него сдержать слово и отвести правам человека центральное место в своей предвыборной кампании, превратив Таджикистан в зону, свободную от пыток.
Подпишите это обращение, чтобы помочь Лубат Бурхановой и многим другим добиться справедливости и положить конец пыткам и безнаказанности в Таджикистане.
Президенту Таджикистана
Э. Ш. Рахмону
Уважаемый Эмомали Шарипович!
В своём обращении к милиции в ноябре 2012 года Вы объявили, что власти не намерены мириться с пытками. Мы приветствовали это заявление, показавшее, что руководство Таджикистана готово открыто обсуждать пытки в местах содержания под стражей. Но этого недостаточно.
МВД и Генеральная прокуратура Таджикистана раз за разом отказываются расследовать утверждения о пытках, и виновники остаются безнаказанными. Слишком часто судьям недостаёт независимости и мужества, чтобы потребовать проведения расследования даже в тех случаях, когда они видят следы травм собственными глазами.
Многие потерпевшие, их родственники и адвокаты верили в национальную систему уголовного правосудия, но государство обманывает их ожидания. Стоит им открыто заговорить о произошедшем, как их начинают притеснять и давить на них, чтобы они забрали свои заявления.
Прошу Вас возглавить борьбу с пытками и жестоким обращением в Таджикистане и принять все меры к тому, чтобы:
• за местами содержания под стражей наблюдали независимые эксперты;
• каждое дело о пытках и жестоком обращении расследовалось тщательно и беспристрастно в кратчайшие сроки;
• лица, пострадавшие от пыток, и их родственники получали возмещение вреда и компенсацию, а также необходимую защиту, когда они рассказывают о произошедшем.