Арнон Грюнберг: Гражданин - что дитя малое


Нравственность в конечном итоге сводится к тому, что жизнь по закону джунглей, по закону сильнейшего - это плохо. Без нравственности наше существование, основанное исключительно на законе сильнейшего, было бы намного более кровавым, коротким и неопределенным. А уж в эпоху оружия массового уничтожения жизнь на Земле, скорее всего, стала бы невозможной.

Именно поэтому большинство религиозных систем проповедуют терпимость. На деле эта терпимость распространяется лишь на ограниченный круг верующих. Так, война между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке иллюстрирует наблюдение Фрейда о «нарциссизме малых различий»: чем больше люди похожи друг на друга, тем сильнее они стремятся подчеркнуть малейшие различия. Самое эффективное средство для этого: вражда.

В особенности некоторые мужчины не готовы согласиться с тем, что закон сильнейшего торжествует не везде. Разумеется, сильнейшими они считают именно себя, несмотря на то, что эта иллюзия возможна исключительно благодаря упорядоченной социальной системе, чьи законы и порядки направлены на то, чтобы ограничить закон сильнейшего.

К счастью, для таких боевитых мужчин существует спорт, тоже своего рода война, где в рамках определенных условий, также известных как «правила игры», они могут дать волю своим примитивным потребностям. Соревновательность в научном мире тоже можно интерпретировать как примитивную потребность сокрушить противника, хотя в данном случае физическая сила никакой роли не играет.

Практически каждое общество пришло к пониманию того, что необходимо сдерживать закон сильнейшего, чтобы защитить (своих) слабых. По мере того как общественное устройство все более усложнялось, стало очевидно, что функцию защиты невозможно возлагать только на семью, и государство взяло на себя эту роль.

Хотя вопрос о том, как далеко может зайти государство, защищая своих граждан, остается открытым, в целом очевидно, что эта защита отвечает интересам всех сторон.

Исследования, проведенные в последние десятилетия, показали, что люди вовсе не так рациональны, как считалось ранее; по разным причинам они принимают решения, противоречащие их интересам, поэтому, например, во многих странах закон обязывает нас пользоваться ремнями безопасности в автомобиле. Очевидно, некоторых людей - боевитых мужчин? - необходимо принуждать пристегиваться, хотя это нужно прежде всего им самим.

Однако не стоит все время относиться к гражданам как к малым детям. Цель идеального государства - как можно более полное счастье для как можно большего числа людей - вовсе не оправдывает любые средства, не говоря уже о том, что государство не всегда может решить, что составляет счастье того или иного человека.

Поэтому от государства требуется сдержанность. Гражданин должен иметь возможность совершать ошибки, вести себя деструктивно и действовать вопреки собственным интересам.

Эта сдержанность, однако, не избавляет государство от обязанности продолжать должным образом бороться с примитивной верой в закон сильнейшего.

#блог