Арнон Грюнберг: Чтобы сохранить право на частную жизнь, надо уйти в глухой лес


Когда «арабская весна» еще только начиналась и Запад (а может быть, и не только Запад) возлагал на нее самые смелые надежды, было популярно мнение, что революции теперь станут происходить в «Твиттере», и, может, одна из них уже свершилась там на наших глазах.

Толпы, размахивающие флагами на улицах, остались в прошлом веке. А на смену им придет новый, полувиртуальный народ, который добьется необходимых перемен гораздо эффективнее и, вероятнее всего, практически без насилия.

Народ этот виртуален лишь отчасти, поскольку известно, что многие «пользователи» того же «Фейсбука» - обыкновенные «боты»; личная страница похожа на человеческую, вот только в реальной жизни человека не существует.

Разумеется, с самого начала раздавались и критические голоса. Так, Евгений Морозов, американский писатель и исследователь белорусского происхождения, уже тогда предупреждал, что не следует переоценивать интернет и социальные сети. Мы, действительно, склонны принимать технический прогресс за моральный.

Давайте рассмотрим социальные сети, с точки зрения общества потребления. Их можно использовать как средство для продвижения различных товаров: от искусства до эротических веб-камер. Разумеется, социальные сети могут быть орудием пропаганды: «Твиттером» активно пользуются как политики и пресс-секретари вооруженных сил, так и противостоящие им формирования, к примеру боевики движения «ХАМАС». Но мои эмпирические наблюдения показывают, что социальные сети служат в основном для того, чтобы рассказывать о частной жизни; можно быть эксгибиционистом и не особенно этого стесняться. Современному обывателю нужны зрители, а социальные сети дают ему иллюзию их присутствия, хотя, разумеется, в некоторых случаях это все-таки не иллюзия.

Я не собираюсь никого лишать права выкладывать в «Фейсбук» фотографии своей еды, экскрементов или путешествий, но иногда создается впечатление, что право превратилось в обязанность, а это уже шаг в нежелательном направлении. Кроме того, я полагаю, что мало кто всерьез задумывался о последствиях подобного публичного обнажения; многие уверены: я уже голый, а значит, могу раздеть и тебя.

Так рождается общество тотального контроля. Социальные сети дают государству, любому государству, невиданные прежде возможности следить за своими гражданами, которые и сами охотно служат тем дамам и господам, которые назначены присматривать за ними. Не случайно, к примеру, израильская армия рекомендует военнослужащим не пользоваться «Фейсбуком». А после разоблачений Сноудена каждому стало понятно, что современные технические средства позволяют получить доступ к любой информации: платежам, электронной почте, телефонным разговорам, SMS.

«Частная жизнь» стала уделом добровольных парий, людей, готовых жить как дикие звери. Чтобы сохранить право на частную жизнь, надо уйти в глухой лес, отказаться от интернета, банковского счета и телефона. Любому более или менее цивилизованному обывателю остается лишь выбирать между добровольным и не столь добровольным эксгибиционизмом.

#блог