Верховный суд Японии отказал в пересмотре дела 87-летнему узнику, приговорённому к смертной казни за убийство на основании признательных показаний, которые он дал под давлением. В связи с очередным отказом Amnesty International в пятницу, 18 октября, назвала решение суда «пародией на правосудие».
Окуниши Масару более 40 лет провёл за решёткой в ожидании казни, что делает его одним из старейших смертников в мире. Вчера ему отказали в пересмотре дела в седьмой раз. Вероятнее всего, ему предстоит умереть за решёткой, хотя обоснованность вынесенного ему приговора вызывает сомнения.
Окуниши Масару дожидается смертной казни с 1969 года. Это одна из немногих его фотография. © Private
«То, что Окуниши Масару в очередной раз отказали в пересмотре дела, которое того, безусловно, заслуживает, - настоящая пародия на правосудие», - считает Катрин Бабер, директора программы Amnesty International по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Восьмидесятилетнего узника приговорили к высшей мере наказания в 1969 году за убийство пяти женщин. Он «сознался» в совершении преступления после того, как полицейские в течение пяти дней по многу часов допрашивали его в отсутствие адвоката.
В рамках первого судебного процесса подсудимый отказался от данных ранее «признательных» показаний и был оправдан за недостаточностью улик. Однако вышестоящий суд отменил этот вердикт и приговорил его к смерти.
В последний раз ходатайство о пересмотре дела отчасти было отклонено в связи с тем, что, по решению Верховного суда, «признание» вины осталось в силе, несмотря на то что осуждённый давно отказался от него.
Адвокаты Окуниши планируют в восьмой раз ходатайствовать о пересмотре дела, однако процесс этот может затянуться на годы.
«Нарушение порядка допроса подозреваемого, в ходе которого у него были выбиты признательные показания, в том числе отказ в предоставлении ему адвокатской помощи, должны стать предметом повторных судебных слушаний. Этот вопрос не терпит отлагательств в связи с тяжёлым состоянием здоровья осуждённого», - настаивает Бабер.
Больше сорока лет Масару живёт, постоянно опасаясь того, что каждый день может стать последним. Смертников в Японии извещают о казни лишь за несколько часов. Саму процедуру окружает завеса секретности.
Как и большинство приговорённых к смертной казни, большую часть времени он провёл в одиночном заключении.
«Окуниши - не единственный смертник, приговорённый к высшей мере наказания исключительно на основании признательных показаний, полученных под давлением. Власти Японии должны незамедлительно пересмотреть эти приговоры, иначе осуждённые могут не дождаться торжества правосудия», - считает Бабер.
Сейчас в Японии в камерах смертников находится свыше 130 человек - больше всего за последние полвека.
С тех пор как к власти в Японии пришло либерально-демократическое правительство, в стране наблюдается резкий рост числа смертных приговоров. В период с декабря 2012 года, когда Синдзо Абе занял пост премьер-министра, в Японии казнили шестерых человек.
В ожидании казни
Из всех смертных приговоров, требующих пересмотра в Японии, наиболее неотложным является дело Хакамады Ивао, которого приговорили к исключительной мере наказания в 1968 году.
Сейчас узнику 77 лет. Считается, что он дольше всех в мире пробыл в камере смертников. Осуждённый страдает психическим расстройством, которое развилось в результате долгих десятилетий проведённых в полной изоляции.
Его приговорили к высшей мере наказания за убийство начальника, его жены и двух их детей по итогам несправедливого судебного процесса. Хакамада «сознался» через двадцать дней допросов в полиции. Он отказался от признательных показаний на суде, заявив о побоях и угрозах со стороны полицейских.
Один из трёх судей, участвовавших в вынесении обвинительного приговора Хакамаде, публично заявил, что считает его невиновным.
По словам адвокатов Хакамады, результаты последней судебно-медицинской экспертизы доказали, что ДНК осуждённого и ДНК с образцов, взятых с одежды, которая, по утверждению стороны обвинения, была на убийце, не совпадают.
«Хакамада - ещё один осуждённый, дело которого должно быть в обязательном порядке пересмотрено», - заявила Райф.
«Кроме того, мы требуем, чтобы власти Японии улучшили условия содержания приговорённых к смертной казни, в частности положили конец практике одиночного заключения», - добавила она.