Арнон Грюнберг: Свобода - это право быть в меньшинстве


Похоже, что в Западной Европе слово «свобода» в политическом контексте популярно главным образом в ультраправых кругах. В частности, нидерландская «Партия свободы» апеллирует к латентной ненависти избирателей к иммигрантам. В Мюнхене партия под названием «Свобода» занимается главным образом борьбой с так называемой угрозой исламизации.

Благодаря тому, что исследования мозга получают все более широкое освещение, снова актуальными становятся давние споры о свободе воли.

При этом свобода понимается прежде всего как возможность выбора. Свобода - это право потребителя выбирать между белым и темным шоколадом (не потому ли слово «свобода» так популярно в ультраправых кругах?). Свобода рассматривается как один из побочных эффектов покупательной способности. Свобода - это выбор того или иного продукта, а выбор, кстати, предполагает и вариант «отправляйся туда, откуда родом».

Разумеется, это вовсе не означает, что консюмеризм - ультраправое явление, а борьба с ним свидетельствует о нравственности. Напротив, борьба с консюмеризмом не только лицемерна - почему-то меньше потреблять всегда должны другие, - но и, как мне кажется, не учитывает того, что снижение уровня потребления неизбежно ведет к увеличению количества бедных. Сколько бы горожанин ни мечтал об автаркической жизни на лоне природы, в реальности рост благосостояния возможен только благодаря все большей специализации труда.

Более того, потребитель заинтересован в относительно мирном сосуществовании с окружающими, хотя бы потому, что конфликты могут угрожать его имуществу. Больше не приходится отстаивать свою гордость и честь на поле боя, их вполне можно приобрести вместе с правильными товарами. Одежда, обувь, мебель, даже увлечение тем или иным видом искусства позволяют подчеркнуть принадлежность к определенному классу, создать нужный образ, продемонстрировать свой почетный статус.

Гражданина, не выходящего из роли потребителя, принято критиковать за то, что он в любой ситуации ведет себя как покупатель. Его ответственность ограничивается оплатой приобретенного. Не стоит, впрочем, приукрашивать прошлое: я сомневаюсь, что когда-либо мы влияли на общественные процессы больше, чем сейчас. Также не стоит забывать, что участие в политической и общественной жизни может приводить и к негативным последствиям. Вполне возможно, что некоторое безразличие к другим, нежелание каким-то образом их оценивать и осуждать, - неотъемлемая черта справедливого общества.

Но, несмотря на все заслуги торговли и консюмеризма, гражданин не может быть только потребителем, иначе он рискует приобрести рабское самосознание. Гражданину-потребителю пойдет только на пользу, если он сделает попытку сохранить или возродить аристократическое мировоззрение, требующее время от времени возвышаться над деньгами, карьерой и производительностью труда; свобода - это также и право не участвовать, быть в меньшинстве, может быть, даже изгоем. Важно сохранить за собой право служить и другим господам, кроме собственной покупательной способности.

#блог