Китайские исправительно-трудовые лагеря: Замена одной системы репрессий на другую

Упразднение Китаем системы «исправительно-трудовых лагерей» (ИТЛ) рискует оказаться не более чем косметической операцией - власти уже усиливают другие формы репрессий, сообщила в четверг, 17 декабря, Amnesty International.

Брифинг посвящён тому, как китайские власти взамен закрывающихся ИТЛ всё больше используют так называемые «подпольные тюрьмы», центры принудительного лечения наркомании и «центры идеологической обработки».

«Упразднение системы ИТЛ - это шаг в правильную сторону. Однако, сейчас создается впечатление, что это могут быть лишь формальные изменения с целью отвлечь общественный протест от жестокой системы ИТЛ, где были распространены пытки», - заявила Коринна-Барбара Франсис, эксперт Amnesty International по Китаю.

«Очевидно, что принципы, лежащие в основе политики - наказывать людей за их политическую деятельность или религиозные убеждения - не изменились. Насилие и пытки не закончились, просто они приняли новую форму».

Пятнадцатого ноября 2013 года Китай объявил о решении ликвидировать давно существующую систему ИТЛ, которая десятилетиями использовалась властями, чтобы незаконно сажать в тюрьму сотни тысяч людей без суда и следствия.

Один из «исправительно-трудовых лагерей» в Китае © Du Bin

Процесс «исправления» зачастую заключался в том, что заключённых, которые оказались там за свои политические, религиозные или личные убеждения, пытали, чтобы заставить их отказаться от своих убеждений.

Однако исследование Amnesty International показывает, что власти всё чаще используют другие способы для наказания таких людей.

Старые ИТЛ часто просто переквалифицируют, иногда лишь изменяя им название. Некоторые из них уже открылись снова или просто поменяли название на центры реабилитации наркоманов, так называемые «нарко-ИТЛ». Большинство из них очень мало похожи на реабилитационные центры и занимаются фактически тем же, чем ИТЛ - заключенные там годами могут заниматься тяжелым подневольным трудом и подвергаться жестокому обращению.

Также власти расширили использование «центров идеологической обработки» - официально известных как «классы правового воспитания» - созданные в первую очередь для того, чтобы заставлять тех, кто практикует Фалуньгун, отказаться от своих убеждений, часто при помощи пыток и других форм жестокого обращения.

Власти начали чаще использовать так называемые «подпольные тюрьмы» - неофициальных места содержания под стражей, которые часто находятся с виду в ничем не примечательных зданиях, как например, гостиница или заброшенные дома, для содержания там тех, кто пишет петиции.

Для этих тюрем нет никаких законных оснований в китайском законодательстве и власти продолжают отрицать их существование, что подвергает заключённых в них возможно ещё большей опасности нарушения их прав, чем в системе ИТЛ.

И в «подпольных тюрьмах», и в «центрах идеологической обработки» пытают людей.

Чжан Ляньин, 52 лет, три раза попадала в ИТЛ за нежелание отказаться от своих религиозных взглядов. В знаменитом исправительном лагере «Масаньцзя» её пытали «растягиванием» более двадцати раз, и каждый раз эта пытка продолжалась не один день. Часто её пытали голой и все время пытки не давали есть, пить, спать и пользоваться туалетом.

Она рассказала Amnesty International, что её избили сразу после того, как она попала в лагерь.

«Охранник снова и снова бил меня по лицу наручниками и кулаками. Они пытались открыть мой рот… и они стали бить меня по губам и зубам металлической поварёшкой. Кровь хлынула у меня изо рта. Охранник и охранница схватили меня волосы и били головой по стене и столу».

Другие заключённые рассказали, как они подвергались психологическим пыткам - сотрудники лагеря объясняли им, что они сами были виноваты в том, что их семьи развалились, угрожали преследованием родственников и не разрешали свиданий с родственниками, пока они не «признаются». Также одних заключённых заставляли наказывать других за дисциплинарные нарушения и «перевоспитывать» их.

«Многие из тех, кто провёл годы в ИТЛ, теперь попадают прямо в «подпольные тюрьмы», «центры идеологической обработки» или центры реабилитации наркоманов, потому что они не хотят отказаться от своих прав или взглядов», заявила Коринна-Барбара Франсис.

«Китайские власти должны немедленно положить конец всем формам незаконного заключения под стражу и проследить за тем, чтобы законы, защищающие заключённых, были приведены в соответствие с международным законодательством. Необходимо провести фундаментальные изменения в политическом курсе, который по своей сути репрессивен и лишает заключённых большинства основных прав. Пока не изменится, китайские власти будут легко находить новые способы наказывать тех, кого они считают угрозой

#новости #Китай