В рамках мирной конференции по Сирии «Женева-2» следует в первую очередь сделать всё возможное для того, чтобы правительство сняло осаду с удерживаемых оппозицией городов, где мирное население умирает от голода, заявила в субботу, 18 января, Amnesty International.
Организация призывает правительство и группировки оппозиции гарантировать гуманитарным организациям, работающим в Сирии, беспрепятственный доступ к нуждающимся на время переговоров, организованных при поддержке ООН, которые начнутся 22 января в Швейцарии.
«В последние несколько дней в СМИ появились ужасающие кадры из осаждённых сирийских городов - истощённые дети и скелетоподобные взрослые с пожелтевшей кожей. Гуманитарный кризис в Сирии разрастается с невероятной скоростью. Мы призываем все государства, участвующие в конференции «Женева-2», Организацию Объединённых Наций, правительство Сирии и Сирийскую национальную коалицию в первую очередь решить вопрос о том, как облегчить страдания мирного населения Сирии», - заявил Филип Лютер, директор программы Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
«Если мирная конференция будет проходить, как запланировано, обе стороны конфликта получат редкую возможность существенно исправить ситуацию с правами человека. Участники конференции «Женева-2» должны сделать всё возможное для того, чтобы права человека заняли главное место в повестке дня и не были принесены в жертву политическому компромиссу», - добавил он.
Правительство Сирии воспрепятствовало доставке жизненно важной гуманитарной помощи гражданскому населению в Дамаске и близлежащих районах, включая лагерь палестинских беженцев аль-Ярмук. Там, по сообщениям, с июля прошлого года, умерли не менее 49 человек, в том числе 17 женщин и девушек, причём некоторые от голода. Медбрат из местной больницы рассказал Amnesty International, что с середины ноября 2013 года, когда правительственные силы взяли под контроль местность вокруг лагеря, несколько мирных граждан погибли от пуль снайперов в тот момент, когда искали в окрестных полях пищу.
«Ежедневно к нам поступает не менее четырёх человек, причём примерно половина женщины, попавших под обстрел снайперов в момент сбора растений и кустарника в поле. По словам женщин, они готовы рисковать собственной жизнью ради детей. Однажды к нам поступил подросток лет 16-17, который умер от пулевого ранения. Его отец в последних словах к нему сказал: «Ты умер ради того, чтобы принести братьям и сёстрам листья гибискуса». Глядя на это, сердце разрывалось», - рассказал медбрат.
Из-за блокады в бедственном положении оказалось мирное населении Моадамии, Восточной Гуты и других районов, где также ощущается острая нехватка пищи и лекарств. По оценке главы гуманитарных операций ООН Валери Амос, в прошлом месяце 250 000 человек в осаждённых районах оказались отрезаны от помощи.
Мирный сириец из осаждённой Моадамии рассказал Amnesty International: «Ночью я несколько раз просыпался, чтобы попить воды, надеясь, что утром голод не будет таким сильным… Есть было просто нечего». Несмотря на то, что в декабре прошлого года сирийские правительственные войска заключили перемирие с вооружённой группировкой оппозиции в Моадамии, в город не пропускают гуманитарную помощь в нужных объёмах, особенно, продукты питания, в том числе фрукты и овощи.
«Правительство Сирии безжалостно карает мирное население районов, удерживаемых оппозицией. Доведение мирного населения до голодной смерти как приём ведения войны является военным преступлением. Блокада должна быть незамедлительно снята. Обеспечение гуманитарной помощью ни при каких условиях не может использоваться для достижения военных либо политических целей», - заявил Филип Лютер.
Власти Сирии вправе проверять грузы на въезде и выезде из городов. Вместе с тем, власти не должны препятствовать оказанию базовой помощи, в том числе доставке продуктов питания и медицинскому обслуживанию. И правительство, и оппозиция должны, кроме того, гарантировать безопасный доступ лицам, участвующим в оказании жизненно важной гуманитарной помощи, а также незамедлительно положить конец нападениям на медицинских работников и работников гуманитарных миссий.