Публикуем рассказ Нэнси Хокер из программы Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке о том, как израильтяне насильственно выселяют палестинцев на Западном берегу реки Иордан.
Ширин Саламейн услышала предупредительный крик соседа как раз, когда закончила доить овец и коз у своего дома. Она живёт в селении Хадидия за незаконным израильским поселением Рои на оккупированном Западном берегу реки Иордан.
«Я собиралась готовить сыр. Времени на то, чтобы спасти хоть что-то не было, - рассказала она. - Дети, скот, запасы еды - времени просто не было. Овцы разбежались по округе. Нам придётся отстраивать всё заново. Слава Богу, мы все остались живы».
Селение Хадидия на севере Иорданской долины стало домом примерно для 150 человек. Местные пастухи, ютящиеся в палатках и лачугах, едва сводят концы с концами на красноватой каменистой равнине.
Семья Ширин уже привыкла к сносам. Израильские военные дважды сносили их дом и подсобные постройки летом 2013 года и ещё четыре раза до этого.
Молодая мать пригласила меня к себе в палатку, чтобы познакомить с семьёй. Поперёк «комнаты» натянуты бельевые верёвки с постиранным бельём. На полу на матрасе под толстым одеялом - двое маленьких детей.
Забота о детях отнимала все силы, особенно в летнюю жару, когда снесли их дом.
Хадидия находится в секторе «С», который занимает 60% Западного берега.
По мнению израильских военных, простые лачуги, палатки и загоны для скота - вне закона, поскольку не отвечают израильским планам развития этого района, полностью подконтрольного военным.
Местное палестинское население не участвует в принятии решений, касающихся сектора «С», которые отвечают исключительно интересам еврейских поселений. По состоянию на 2014 год правительство Израиля провело тендеры на строительство свыше 1000 новых единиц жилья.
По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в 2013 году в этом районе было снесено 565 строений. Свыше 800 человек остались без крова.
Один из последних случаев сноса домов имел место 3 декабря - за три дня до нашего приезда.
В то же время израильские поселения по соседству с Хадидией могут похвастаться и гостиницами, и обширными сельскохозяйственными угодьями, и виллами с красными черепичными крышами.
Вопреки настойчивым усилиям израильтян, которые пытаются вытеснить общину с занимаемой ею земли, Ширин ценит свой образ жизни. Она и другие женщины играют важнейшую роль в экономике общины, в основе которой лежит продажа молочных и мясных продуктов. Их продают на рынке в Наблусе - крупнейшем из близлежащих городов (в 20 километрах от Хадидии).
Для того чтобы зарабатывать на жизнь, общине нужны пастбища на холмах вокруг Хадидии. Именно поэтому жители не уходят из селения, несмотря на нарушения их прав израильскими властями, которые, помимо прочего, препятствуют им в получении необходимой медицинской помощи.
У второго ребёнка Ширин тяжёлая форма детского церебрального паралича. Ему требовался уход в период летней жары, когда сносили дома. Сейчас во время зимних дождей она всеми силами пытается не допустить его переохлаждения. Мальчик родился в больнице в Иерусалиме. Соседям удалось вызвать военную машину скорой помощи, чтобы доставить туда Ширин.
С момента рождения она не может добиться разрешения на поездку сына в больницу, где тот может пройти столь необходимый ему курс лечения.
«С тех пор как он родился, медицинская помощь ему больше не оказывалась; его жизнь в руках божьих», - сказала Ширин.
Последствия запрета на передвижение коснулись Ширин, когда она рожала третьего ребёнка. Родственникам пришлось уговаривать израильских военных пропустить скорую помощь, которая должна была доставить женщину в ближайшую больницу в городе Наблусе. Палестинскую скорую пропустили к пациентке только в сопровождении израильских военных.
Январь в Хадидии - сезон, когда на холмах много свежей травы, а животные дают молоко, но это и «время сноса домов». Любая постройка общины под угрозой; каждый день - борьба.
«Каждый день на рассвете я дою скот, ставлю зреть сыр, готовлю завтрак, стираю бельё, делаю уборку. Всё это время я постоянно слежу, не готовится ли где-нибудь снос. Это самая большая наша беда», - рассказала Ширин.
Согласно нормам международного права израильские поселения на Оккупированной палестинской территории носят незаконный характер и снос принадлежащих палестинцам строений запрещён, за исключением случаев, когда этого нельзя избежать в связи с развёртыванием военной операции.
Однако в Хадидии израильские власти намерены сравнять с землёй не только дома палестинцев, но и нормы международного права.