Мохаммад Ашгар, гражданин Великобритании, страдающий от психического заболевания, был приговорён к смертной казни за нарушение пакистанского закона о богохульстве. Масуд Ахмад, другой британец, обвинённый в богохульстве, был выпущен под залог, но ему всё ещё угрожает нападение со стороны экстремистов.
В ноябре 2012 года Масуд Ахмад, 72-х лет, член религиозной общины Ахмаддия, был заключён в городскую тюрьму Лахора за цитирование отрывка из Корана, что, согласно государственному закону о богохульстве, ахмадитам запрещено. Ахмадитам было законодательно запрещено называть себя мусульманами, а свои верования исламом. Масуд Ахмад был выпущен под залог, когда он ждал решения по апелляции на смертный приговор, но его жизнь всё равно находится под угрозой, так как уже на несколько лиц, обвинённых в богохульстве, были совершены нападения, а некоторые были убиты.
Мохаммад Ашгар, владелец магазина 69-ти лет, был арестован и приговорён к смертной казни за нарушение закона о богохульстве в Равалпинди в 2010 году, после того как он предположительно написал письма, в которых утверждал, что является пророком. В 2010 году он перенёс инсульт, и позже врач-психиатр из Шотландии поставил ему диагноз - параноидная шизофрения. Также у него часто случались приступы бреда. Адвокаты Мохаммеда Ашгара утверждают, что не было доказано, что он посылал эти письма или хотя бы собирался их послать. Также они заявляют, что оригинальное содержание писем не было богохульным, и что строчки, содержащие богохульства, были вставлены истцом, у которого эти письма находились более месяца, прежде чем он передал их в полицию. Мохаммед Ашгар предпринял попытку самоубийства, после того как его задержали в 2010 году. В настоящий момент он ждёт ответа на свою апелляцию, рассматривающуюся коллегией судей Равальпинди Высшего суда Лахора. Адвокаты Мохаммеда Ашгара заявляют, что им не давали встретиться с подзащитным, а в октябре 2013 суд постановил заменить его адвокатов на адвокатов, предоставленных государством. Однако, после настойчивых просьб настоящим адвокатам Мохаммеда Ашгара разрешили встретится с ним 23 и 25 января 2014 года. Помимо этого, Мохаммеду Ашгару не предоставлялась надлежащая медицинская помощь, и его состояние, как физическое, так и психическое - крайне неустойчиво.
Богохульство, согласно пакистанским законам, карается смертной казнью, хотя это преступление не может быть отнесено к «наиболее тяжким преступлениям» за которые, согласно международному законодательству, может быть назначена смертная казнь. Международные стандарты также указывают на то, что смертная казнь не может быть применена в отношении людей с психическими заболеваниями.
Пожалуйста, как можно скорее отправьте письма на английском, урду или своём родном языке и:
призовите пакистанские власти немедленно и без каких-либо дополнительных условий снять обвинения, выдвинутые против Мохаммеда Ашгара и Масуда Ахмада.
потребуйте, чтобы власти гарантировали безопасность этим двум мужчинам и их родным, выразив озабоченность тем, что на некоторых людей, обвинённых в богохульстве, были совершены нападения, и некоторые из них были убиты.
выразите обеспокоенность тем, что существующие законы о богохульстве нарушают право на свободу мысли, совести и вероисповедания, используются с преступными намерениями для того, чтобы разрешать частные споры, а страдают от них как мусульмане, так и представители религиозных меньшинств, и для предотвращения этого потребуйте от правительства изменить или упразднить законы о богохульстве.
призовите пакистанские власти соблюдать международное законодательство и стандарты применения смертной казни, в том числе запрет на казнь лиц с психическими заболеваниями, и призовите их заменить все вынесенные смертные приговоры на более мягкие.
Дополнительные сведения
Пакистанские законы о богохульстве, принятые с целью защитить ислам и религиозные чувства мусульманского большинства, на самом деле поощряют насилие на религиозной почве, приводящее к преследованию как религиозных меньшинств, так и мусульман. Эти законы часто используются для того, чтобы выдвигать необоснованные злоумышленные обвинения для сведения личных счётов в земельных и хозяйственных спорах. Законы о богохульстве сформулированы расплывчато, и применяются полицией и судебной системой произвольно, что приводит к притеснению и преследованию как религиозных меньшинств, так и мусульман. Людей, сидящих в тюрьме по обвинениям в богохульстве, убивают сокамерники или надзиратели. Даже вне тюрьмы лиц, обвинённых в богохульстве, убивают толпы линчевателей.
«Оскорбление имени пророка Мухаммеда» - преступление, караемое смертной казнью, согласно статье 295 (с) Уголовного кодекса Пакистана, которая гласит, что «тот, кто словами, устно или письменно, либо в видимой форме путём оскорбления, намёков и порочащих высказываний, прямо или косвенно, оскорбит священное имя Святого пророка Мухаммеда (мир ему), должен быть предан смерти или приговорён к пожизненному лишению свободы, а также штрафу». Федеральный суд шариата, в полномочия которого входит пересмотр законов с целью приведения их в соответствие с принципами исламской доктрины, в 1991 году постановил, что всем, признанным виновными в богохульстве, следует выносить смертный приговор, избегая пожизненного лишения свободы. Это постановление было подтверждено решением суда, вынесенным в январе 2014 года.
Статьи 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека гласят, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, религии, свободу убеждений и свободное их выражение. Международное право в области прав человека требует, чтобы на такие свободы налагались только те ограничения, которые установлены законом и являются необходимыми и достаточными, помимо прочего, для защиты прав и свобод других лиц.
Комитет ООН по правам человека, экспертный орган, осуществляющий контроль за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, отметил в замечании общего порядка №34, что «запреты на разные формы неуважения к какой-либо религии или другим системам убеждений, в том числе законы о богохульстве, несовместимым с [Международным Пактом о Гражданских и Политических Правах]«, за исключением отдельных случаев, когда лицо выступает в пользу «национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию» [Статья 20 параграф 2 МПГПП]. Кроме того, Комитет заявил, что «недопустимо, чтобы в каких-либо подобных законах содержалась дискриминация в пользу или против одной или нескольких религиозных систем или систем убеждений».
Amnesty International безоговорочно выступает против смертной казни, во всех случаях и во всех странах, без исключений, вне зависимости от того, за какое преступление она была назначена, или способа казни, который используется в конкретном государстве. Смертный приговор нарушает право на жизнь и является в высшей степени жестоким, бесчеловечным и унизительным наказанием.