Краснодарский суд 12 февраля 2014 года вынес решение о том, что Евгений Витишко должен отбыть трехлетний срок в колонии. Это последний шаг в длительной кампании российских властей против экологов Краснодарского края, где проходят Зимние Олимпийские игры, целью которой было помешать им рассказать об экологическом ущербе, нанесённом краю. Об этом в пятницу, 14 февраля, заявила Amnesty International.
Преследование местных экологов усилилось за несколько месяцев до открытия Олимпиады, и Евгений Витишко в связи с его деятельностью стал одной из главных целей этих преследований. Решение отправить его отбывать приговор в колонию стало последним эпизодом в кампании, проводимой против него российскими властями, которые пытались помешать протестам в Краснодарском крае в преддверии Игр в Сочи и в частности заставить замолчать одного из самых активных и авторитетных критиков, в конечном итоге даже посадив его в тюрьму.
Amnesty International уверена, что Евгений Витишко - узник совести и он должен быть немедленно и без каких-либо дополнительных условий выпущен на свободу.
Евгений Витишко - известный член общественной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» («Эковахта») в Краснодарском крае. Эта организация стала известной благодаря своей работе по выявлению ущерба, нанесённого строительством олимпийских объектов, и других экологических проблем региона. Её члены подверглись всё более агрессивной и последовательной кампании преследований со стороны российских властей в преддверии Олимпиады в Сочи.
Евгений Витишко - гражданский активист - эколог из города Туапсе, который находится недалеко от Сочи и входит в район, где проходят Олимпийские игры. История его преследования властями, которое продолжается уже не один год, показывает, что в первую очередь цель уголовного преследования - заставить его замолчать. Его отказ оставить свою общественную деятельность и воздержаться от критики властей привёл к тому, что власти использовали против него, а также против его товарищей экологов из «Эковахты», все более жёсткие методы, а его заключение стало последней мерой.
Власти усилили преследование некоторых членов НКО перед началом Олимпиады - их несколько арестовывали и задерживали на короткие сроки, проводили личные обыски, полиция допрашивала самих активистов и их близких родственников, сотрудники полиции и спецслужб выносили им неофициальные предупреждения, чтобы они воздержались от акций протеста во время Олимпиады в Сочи. Перед решением суда 12 февраля 2014 года Евгений Витишко был арестован на 15 дней на основании сфабрикованных обвинений в административном правонарушении. Подробное описание этой кампании по преследованию активистов «Эковахты» детально описано Amnesty International и изложено в открытом письме президенту Международного Олимпийского Комитета Томасу Баху.
Уголовное дело против Евгения Витишко было открыто в связи с кампанией «Эковахты» против незаконной вырубки лесов и строительства в охраняемых лесах в Краснодарском крае. Организация обнаружила предположительно незаконный забор, который был поставлен в лесу, мешал общественному доступу и возможно скрывал некую незаконную деятельность. Несколько месяцев члены организации с помощью официальных жалоб призывали местные и федеральные органы власти обратить внимание на происходящие нарушения, но безрезультатно. В официальных ответах, которые они получили, было сказано, что никаких нарушений нет, и что вопреки утверждениям экологов, общественному доступу на обсуждаемую территорию ничто не препятствует. По крайней мере в двух случаях - 27 февраля 2011 года и 27 августа 2011 года - активисты-экологи попытались провести мирный протест рядом с тем самым забор в лесу, и оба раза их задерживали якобы за неповиновение законным требованиям полиции. Тринадцатого ноября 2011 года Евгений Витишко и другие активисты пришли на место, чтобы задокументировать существование забора и деятельность, происходящую за ним. Они отогнули и сняли две секции забора, чтобы осмотреть огороженную часть леса, так они стали свидетелями уничтожения редких и охраняемых видов деревьев, и нарисовали несколько граффити на заборе в знак протеста.
Евгению Витишко и другому активисту, Сурену Газаряну, предъявили обвинения по статье 167, часть 2 Уголовного кодекса (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее причинение значительного ущерба и совершённое из хулиганских побуждений), и на последовавшем за этим суде их признали виновными. Его приговорили к трём годам колонии условно с испытательным сроком в два года. На этот период на активистов наложили режим ограничений, в соответствии с которыми он не могли покинуть родной город без специального разрешения властей. Это существенно ограничило их способность заниматься профессиональной экологической деятельностью. Сурен Газарян после этого покинул страну и получил убежище за границей на основании того, что он подвергался преследованиям за природоохранную деятельность.
Судебный процесс над ними носил политический характер, изобиловал нарушениями стандартов справедливого судебного разбирательства и привёл к осуждению активистов. Поданные ими апелляции были отклонены. Защита Сурена Газаряна попробовала опротестовать это решение, но Областной краснодарский суд вынес решение о том, что у него не осталось права на апелляцию. В ответ активист опротестовал это решение в Верховном суде Российской Федерации. 21 октября 2013 года Верховный суд РФ вынес решение, в котором отмечался целый ряд значительных ошибок в судебном постановлении суда низшей инстанции, и постановил, что апелляция должна быть рассмотрена. При этом Верховный суд признал, что следует рассмотреть вопрос законности возведения забора, против которого протестовали активисты, и личности законного владельца этого забора.
Следует отметить, что обвинения были выдвинуты только против Евгения Витишко и Сурена Газаряна, двух самых активных членов группы, участвовавшей в протесте. Однако, их личная роль в повреждении забора не была изучена судьей так, как того требует закон. Размер причинённого ущерба и финансовое положение стороны, понёсшей ущерб, являются важными элементами дела для того, чтобы определить, какие обвинения в данном случае могут быть выдвинуты - по статье 167 или возможно значительно меньшие, включая административные. Заключение экспертизы, предоставленное защитой, предположило, что истинный ущерб был причинён меньше, чем на 1000 рублей, но обвинительный приговор был основан на данных, предоставленных свидетелем обвинения, согласно которому ущерб был почти в 138 раз выше. По словам обвинения, несмотря на протесты защиты пострадавшей стороной была названа небольшая строительная компания, а не большая компания ЗАО Агрокомплекс, которая работала там по договору и действительно владела забором.
В соответствии с решением Верховного суда от 21 октября 2012 года защита запросила новые слушания по апелляции в деле против Евгения Витишко и Сурена Газаряна. Несмотря на решение Верховного суда, суд низшей инстанции постановил, что оснований для пересмотра дела Евгения Витишко нет. Вскоре после этого 20 декабря 2013 года Евгений Витишко был доставлен в суд в связи с заявлением, что он покидал город без разрешения и таким образом нарушил режим ограничений, связанный с его условным заключением. Судья вынес решение о том, что за нарушение режима Евгений Витишко должен отбыть трёхлетний срок в колонии.
Евгений Витишко опять подал апелляцию на решение суда. Изначально слушания по ней ожидались 22 февраля 2014 года.
Тем временем активисты «Эковахты» планировали 5 февраля 2014 года провести в Сочи презентацию доклада о воздействии Олимпиады в Сочи на состояние окружающей среды. Однако, они были вынуждены отказаться от своих планов после после того, как власти начали против них очередной этап преследований. Таким образом, Евгений Витишко и другой активист Игорь Харченко были арестованы в связи с отдельными инцидентами, произошедшими 3 и 4 февраля соответственно, и проговорены к заключению по сфабрикованным и абсурдным обвинениям. Одновременно с этим, по меньшей мере пять других активистов «Эковахты» также были задержаны полицией на несколько часов.
Евгений Витишко были арестован полицией 3 февраля 2014 года около 10:30 утра, когда он выходил из здания уголовно-исправительной инспекции в Туапсе, куда он приходил, чтобы попросить разрешение на поездку в Сочи на презентацию доклада и другие встречи. Когда его арестовали, полицейские сказали ему, что он задержан по подозрению в краже. Однако, сразу после того как Евгений Витишко прибыл в полицейский участок, его обвинили в «мелком хулиганстве» в связи с заявлением о том, что он ругался матом тем утром на автобусной остановке. У него сняли отпечатки пальцев и проверили мобильный телефон. Кроме того, по словам его адвоката, который разговаривал с полицией по телефону, полицейские признали, что у них нет письменных показаний свидетелей о заявленном инциденте. Судя по всему, только после этого телефонного разговора полиция начала искать свидетелей, которые могли бы представить письменные показания.
Евгений Витишко в тот же день предстал перед судом; когда он потребовал присутствия своего адвоката, судья отказал и настаивал на том, чтобы Евгения представлял назначенный государством адвокат, от которого Евгений Витишко отказался. Судья также отказался вызвать двух предполагаемых «свидетелей» инцидента и принял письменные показания в качестве достаточного доказательства его вины. Евгений Витишко попросил предоставить информацию о том, каким образом полицейские установили обстоятельства инцидента, описанного в их рапорте как «мелкое хулиганство». Судья отклонил и этот запрос. Заседание суда заняло всего несколько минут. Евгений Витишко был признан виновным в «мелком хулиганстве» и был приговорён к 15 суткам ареста. Только после того как Витишко начал отбывать наказание, адвокат смог с ним встретиться.
Евгений Витишко немедленно опротестовал решение суда, но его забрали отбывать наказание прямо из зала суда до того, как апелляция была выслушана. В то же время дата рассмотрения его апелляции по предыдущему уголовному делу была перенесена на 12 февраля, когда Евгений Витишко должен был ещё отбывать свой административный арест в 15 суток. В то время как он отбывал административный арест в Туапсе, слушания по его апелляции проходили в Краснодаре. Активист не мог присутствовать на них лично и ему пришлось использовать видеосвязь. Его апелляция была отклонена и он отправится отбывать трёхлетний приговор сразу после окончания административного ареста.
История преследований Евгения Витишко демонстрирует намерение властей преследовать активиста за его природоохранную деятельность. Вместе в Суреном Газаряном он был выделен из протестующих экологов как местный лидер и наиболее активный критик администрации Краснодарского края. Против них были выдвинуты уголовного обвинения на политическом судебном процессе, в ходе которого были допущены грубые нарушения принципа справедливого судебного разбирательства. Несмотря на решение Верховного суда, который признал некоторые из этих нарушений и право на апелляцию, Евгения Витишко лишили этого шанса.
Последние правовые маневры не оставляют сомнений в том, что настоящая цель властей в этом деле заставить замолчать оппонента, а не наказание за преступление. Евгений Витишко и его коллеги работали над сбором документальных свидетельств об экологических проблемах в Сочи, но вместо того чтобы расследовать заявления о незаконной вырубке лесов, было заведено уголовное дело против тех, кто стремился разоблачить эти нарушения. В то же время всех активистов «Эковахты» заставили замолчать, и им пришлось отказаться от планов представить в Сочи результаты своих исследований о том, что стоили Олимпийские игры в Сочи окружающей среде.
Amnesty International считает, что Евгений Витишко является узником совести, которого лишили свободы за то, что он мирно использовал свое право на свободу выражения мнений. Он должен быть освобождён немедленно и без каких-либо условий.
Вы можете изменить мир к лучшему, став нашим сторонником.
Twitter Facebook VKontakte