Международное сообщество не сумело извлечь урока из геноцида в Руанде, заявила в понедельник, 7 апреля, Amnesty International, в двадцатую годовщину гуманитарной катастрофы, которая унесли около 800 тысяч жизней.
«В 1994 году мировое сообщество покрыло себя позором, проигнорировав отчаянные мольбы о помощи из Руанды. В то время как сотни тысяч людей гибли в массовой резне, Африка и международное сообщество лишь заламывали руки «, - сказал Салил Шетти, генеральный секретарь Amnesty International.
«Смысл ясен - нельзя допустить чтобы подобное когда-нибудь повторилось. Несмотря на то, что мировые лидеры тогда признали свои ошибки, 20 лет спустя совершенно очевидно, что уроки не были усвоены. Правительства всё так же ничего не предпринимают, чтобы защитить тех, кто в этом нуждается - перед лицом надвигающихся катастроф уже в наши дни».
Геноцид в Руанде унес жизни около 800 тысяч человек © PHIL MOORE/AFP/Getty Images
Двадцать лет спустя события в Руанде эхом отзываются в Центральноафриканской республике (ЦАР), Южном Судане и за их пределами.
«Последние события в ЦАР и Южном Судане подчёркивают продолжающиеся неудачи справиться с конфликтами в Африке. В ЦАР мы наблюдаем крупномасштабные этнические чистки. В Южном Судане то же самое - людей убивали и насиловали из-за их национальности и предполагаемых политических взглядов», - отметил Салил Шетти.
«То, что не были проведены серьёзные миротворческих операции и преступники не были привлечены к ответственности за тяжкие преступления в Африке, создаёт все условия для новые трагедий катастрофических масштабов».
С декабря 2013 года Amnesty International проводит расследование военных преступлений и преступлений против человечности, которые продолжаются в ЦАР несмотря на присутствие там миротворческих сил Африканского союза и Франции. Внесудебные казни, изнасилования и иные виды пыток совершаются там ежедневно. Этнические чистки заставили сотни тысяч мусульман спасаться в соседних странах, где беженцы живут в ужасающих условиях и где происходит новая гуманитарная катастрофа.
«Мы провели расследование и представили доклад о широкомасштабных этнических чистках, которые происходили по всей ЦАР. Мужчин, женщин и детей безжалостно убивали, а миротворцев нигде не было видно», - сказал Салил Шетти.
«Недопустимо, чтобы из-за бюрократических проволочек и политических игр в ООН, Европе и Африканском союзе неоднократно срывались попытки быстро развернуть дополнительные миротворческий контингент ООН в ЦАР. Ужасные результаты этого очевидны - это человеческие жертвы и лишения».
В Южном Судане за несколько последних месяцев были убиты тысячи мирных жителей, а более миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома, после того как в декабре 2013 года разразился конфликт. И здесь точно так же военные преступления и преступления против человечности продолжают уносить жизни, в то время как преступники остаются на свободе.
В ответ на вспышки насилия, Совет безопасности ООН единогласно решил увеличить контингент миротворческих сил в Южном Судане для того, чтобы он мог лучше выполнять свою задачу - защищать гражданское население. Но несмотря на уроки Руанды развёртывание сил было недостаточно быстрым.
Внесудебные казни, изнасилования и другие нарушения прав человека продолжились, часто на почве национальной и политической ненависти. И правительственные, и оппозиционные войска участвовали в бессмысленном уничтожении собственности, нападениях на больницы и церкви и массовых грабежах, из-за которых обезлюдели города. Тысячи мирных жителей продолжают бежать из страны, в то время как сотни тысяч остаются без крова в самом Южном Судане. С приближающимся сезоном дождей становится все более реальной угроза гуманитарной катастрофы, которая неминуемо разразится, если гуманитарную помощь не смогут доставить к мирным жителям без промедления.
«У миллионов мужчин, женщин и детей из ЦАР и Южного Судана, которые отчаянно нуждаются в помощи, времени почти не осталось. Мировое сообщество должно начать действовать немедленно», - подчеркнул Салил Шетти.
Дополнительная информация
Геноцид в Руанде произошёл во время войны, которая началась в октябре 1990 года между правительственными войсками Руанды и Руандийским патриотическим фронтом (РПФ), состоявшим в основном из тутси и базировавшимся в Уганде. РПФ был сформирован проживавшими в Уганде тутси, которые там оказались после того, как они или их родители бежали из Руанды от этнических чисток 1959 и 1963 годов.
Когда конфликт перешёл в острую фазу, правительство Руанды призвало своих сторонников нападать на любого, кто будет сочтён сторонником или потенциальным сторонником РПФ. Это была целенаправленная стратегия - убивать тутси, чтобы сохранить власть.
Шестого апреля 1994 года самолет, на котором летели президент Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира, был сбит над столицей Руанды Кигали, вызвав беспрецедентную волну убийств на национальной почве. В массовой резне погибли тутси и хуту, которые выступали против организованных убийств и сил, которые за ними стояли.
Правительство обучало и раздавало оружие, в том числе мачете, своим сторонникам из правящей партии Национального республиканского движения за демократию и развитие, а также молодёжному движения партии, интерахамве («атакующие вместе»), их союзникам «Коалиции по защите республики» и её молодёжному крылу.
Двадцать первого апреля 1994 года, несмотря на сообщения о происходящей резне в Руанде, Совет безопасности ООН проголосовал за сокращение военного контингента миссии ООН в стране с 2500 до 270 человек.
Бессильная миссия ООН стала безучастным свидетелем того, как каждую неделю гибли десятки тысяч руандийцев. За следующие три месяца около 800 тысяч руандийских тутси и хуту, выступавших против правительства были убиты.
Геноцид закончился лишь в июле 1994 года, когда РПФ разгромил правительственные войска. Во время конфликта, разразившегося сразу после окончания геноцида, бойцы РПФ также участвовали в массовых нарушениях прав человека.
Спустя двадцать лет многие из участников геноцида предстали перед государственными судами Руанды и общинными судами, известными как гашаша, Международным уголовным судом по Руанде и судами Европы и Северной Америки. Продолжаются расследования в отношении десятков подозреваемых в участии в геноциде, проживающих за пределами Руанды. Убийства, совершённые Руандийским патриотическим фронтом, в большинстве своём не расследовались.