Согласно опубликованному в среду, 21 мая, докладу Amnesty International, серьёзное недофинансирование программы международной помощи привело к тому, что многие сирийские беженцы в Ливане лишены доступа к необходимой медицинской помощи. Ситуация настолько отчаянная, что в некоторых случаях беженцам приходится возвращаться в Сирию, чтобы получить медицинскую помощь там.
Доклад «Мучительный выбор: Сирийским беженцам необходима медицинская помощь в Ливане» указывает на серьёзные недостатки в качестве медицинских услуг, доступных беженцам. В некоторых случаях даже тем сирийским беженцам, кому требуется неотложная медицинская помощь, отказывают в госпитализации. «Стационарное и более специализированное лечение сирийских беженцев в Ливане находится на совершенно неудовлетворительном уровне; ситуацию усугубляет серьезная нехватка международного финансирования. Страдания сирийских беженцев в Ливане являются прямым результатом того, что мировое сообщество не выделило полноценного финансирования на программу ООН по помощи беженцам», - заявила Одри Горан, директор программы Amnesty International по исследованию глобальных проблем.
ООН просила 1,7 миллиарда долларов США на Ливан в 2014 году; эти деньги составляют часть общей суммы в 4,2 миллиарда долларов США, которые по данным ООН необходимы для помощи сирийским беженцам. Однако до сих пор были получены лишь 17% от названной суммы, этого совершенно не достаточно.
Система здравоохранения в Ливане почти полностью приватизирована, медицинские услуги стоят дорого, что ставит многих беженцев в зависимость от субсидий Комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). В то же время в связи с недостаточным финансированием комиссариату пришлось ввести критерии, определяющие тех, кому в первую очередь будет предоставляться стационарное лечение. И даже в этом случае большинство беженцев, соответствовавших жестким критериям, вынуждены были сами оплатить 25% от стоимости лечения.
Сирийские беженцы, испытывающие серьезные проблемы со здоровьем, и те, кому требуется стационарная медицинская помощь или более сложное лечение, часто остаются вообще без медицинской помощи. Двенадцатилетний Ариф с тяжелыми ожогами ног оказался среди тех, кому отказали в стационарной медицинской помощи, и в результате его состояние ухудшилось. У него развился сепсис на фоне ожога, ноги распухли и началось заражение. Согласно действующим директивам УВКБ ООН, он не имеет права на субсидированное лечение, так что комиссариат смог покрыть стоимость только пяти дней его лечения.
«История Арифа - это душераздирающий пример того, как ограничения на предоставление медицинской помощи влияют на судьбы сирийских беженцев в Ливане», - отметила Одри Горан.
В конечном счете местная благотворительная сеть нашла врача-добровольца, который прооперировал Арифа, но, как сообщается, ему необходимы еще 13 операций, которые нельзя провести в Ливане из-за отсутствия специализированного оборудования.
«И ООН, и беженцы столкнулись с мучительным выбором, - отметила Одри Горан, - УВКБ ООН и его партнеры уделяют первостепенное внимание первичной медицинской помощи и лечению тех больных, для чьей жизни существует прямая угроза. Подобное определение приоритетов является жизненно важным, но медицинские сотрудники из гуманитарных организаций, работающие на местах, открыто говорили Amnesty International, что действующие ограничения на стационарное лечение беженцев можно будет смягчить, если фонд помощи увеличится».
Многие сирийские беженцы, больные раком или другими хроническими заболеваниями, также не могут позволить себе в Ливане дорогостоящего лечения, которое им требуется. Все больше семей оказывается в долгах из-за растущих цен на медицинское обслуживание. Сирийской беженке Амале приходится ездить обратно в Сирию дважды в неделю для диализа почек, потому что в Ливане позволить его себе она не может. «Я боюсь ездить в Сирию, но у меня нет выбора», - сказала она Amnesty International.
В некоторых поначалу относительно простых случаях отсутствие медицинской помощи привело к тому, что появилась реальная угроза для жизни больных.
«Болезнь загоняет всю семью в долги. Здесь почти нет работы для сирийских беженцев, большинство из которых прибыли в Ливан с небольшими суммами денег или вовсе без средств. Люди оказались перед выбором: заплатить за медицинскую помощь, или за жилье, или за еду», - сказала Одри Горан.
«Для международного сообщества наступило время осознать последствия того, что оно не смогло предоставить надлежащую помощь беженцам из Сирии. Необходимо, чтобы страны откликнулись на гуманитарный призыв для Сирии и предложили места для переселения наиболее уязвимых категорий беженцев, в том числе тех, кто остро нуждается в лечении», - заявила Одри Горан.
Amnesty International признает, что наплыв беженцев оказался тяжелым бременем для всех служб Ливана, в том числе и для системы здравоохранения. Организация призывает правительство страны разработать долгосрочную стратегию по обеспечению потребностей сирийских беженцев в медицинской помощи. «Ливан должен разработать государственную стратегию в области здравоохранения, которая охватывала бы всех живущих в Ливане, включая малоимущих ливанцев и беженцев», - заявила Одри Горан.
«Ливан сталкивается с трудным выбором: как обеспечить нужды собственного населения и одновременно выполнить свои обязательства перед беженцами. Нельзя оставить его в одиночестве разбираться с одним из острейших гуманитарных кризисов современности. Это общая ответственность международного сообщества, и страны, у которых есть экономические возможности для оказания помощи, должны ее оказать».