Верховенство бесправия: нарушения прав человека на Северном Кавказе

AMNESTY INTERNATIONAL

ДОКЛАД

Индекс AI: EUR 46/012/2009 (Для свободного распространения)

1 июля 2009 года

16 апреля 2009 года российские власти объявили об отмене режима контртеррористической операции в Чечне. Тем не менее, права человека по-прежнему грубо нарушаются в атмосфере безнаказанности в Чечне и других республиках Северного Кавказа, в частности, в Ингушетии, Дагестане и Кабардино-Балкарии. Как и прежде, гражданское население живёт в обстановке беззакония, порождающего страх и незащищённость. В регионе не прекращаются нападения вооружённых оппозиционных группировок. Сотрудники правоохранительных органов проводят антитеррористические мероприятия, которые нередко сопровождаются серьёзными нарушениями прав человека. Для достижения законной цели - обуздания насилия со стороны вооружённых группировок и восстановления стабильности на Северном Кавказе - по-прежнему применяются методы, идущие вразрез с международным правом в области прав человека.

Махмадсалорс Масаев © Amnesty International

Нормализация в Чечне, как и на всём Северном Кавказе, невозможна без полного искоренения нарушений прав человека и привлечения к ответственности всех лиц, виновных в грубых нарушениях прав человека, совершённых в прошлом. Пока все стороны не начнут уважать принцип верховенства закона и искренне стремиться преодолеть наболевшие последствия прошлых нарушений, пока на всех уровнях государственной власти не появится политическая воля предотвращать разнообразные грубые нарушения и наказывать виновников таких нарушений, на Северном Кавказе не будет ни стабильности, ни безопасности.

В регионе почти полностью отсутствует политическая воля, способная отстаивать принцип верховенства права и бороться с безнаказанностью нынешних и прошлых нарушений прав человека. Виновники нарушений разгуливают на свободе, а потерпевшие и их родственники не могут добиться справедливости от российской судебной системы.

Свыше десяти лет лица, пострадавшие от нарушений прав человека на Северном Кавказе, и их родственники ждут правды и справедливости. Они жаждут справедливости для себя и своих близких, хотят узнать о судьбе и местопребывании родственников и друзей, оказавшихся в числе жертв насильственных исчезновений. Они хотят, чтобы виновные ответили за содеянное по закону. Но те, кто обращается к органам власти в поисках справедливости, рискуют навлечь на себя репрессии. Отчаявшись добиться правосудия от российских властей, часть пострадавших обратилась в Европейский суд по правам человека. На этом пути они столкнулись с преследованием в форме притеснений и угроз, а некоторые пали жертвами расправы или насильственного исчезновения. Число дел, по которым Европейский суд по правам человека признал Россию ответственной за нарушения прав человека в одной лишь в Чечне, в мае 2009 года превысило 100. Тем не менее, эти судебные решения, призванные восстановить справедливость для истцов и не допустить повторения нарушений, не выполняются в полной мере. Российской Федерации следует в полной мере исполнять все решения Европейского суда по правам человека.

За последние 15 лет Amnesty International собрала документальные свидетельства многочисленных грубых нарушений прав человека, совершавшихся в контексте конфликтов. В этом регионе люди подвергались таким нарушениям, как насильственные исчезновения, произвольные задержания, пытки и другие виды жестокого обращения и даже убийства во время содержания под стражей. Более того, российские власти до сих пор не приняли действенных и адекватных мер по расследованию этих нарушений. Проводимые российскими властями расследования предполагаемых серьёзных нарушений прав человека, совершающихся сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб, не отличаются своевременностью, независимостью и эффективностью. В 2007 году при Генеральной прокуратуре была создана новая структура - Следственный комитет, уполномоченный проводить уголовные расследования. Тем не менее, работу комитета необходимо пересмотреть, чтобы обеспечить его соответствие международным стандартам оперативности, тщательности, независимости и беспристрастности. Неспособность расследовать предполагаемые нарушения прав человека в соответствии с этими стандартами сама по себе является нарушением прав человека.

Судебные разбирательства по делам членов вооружённой оппозиции сопровождаются нарушениями международных норм справедливого отправления правосудия. В частности, не прекращают поступать заслуживающие доверия сообщения о том, что этническим чеченцам и ингушам предъявляют обвинения в совершении преступлений, связанных с терроризмом, основанные на признательных показаниях и свидетельствах, выбитых под пытками. Новое законодательство, вступившее в силу 11 января 2009 года, ограничило права обвиняемых, отменив суд присяжных для ряда преступлений против государства, таких как государственная измена, шпионаж, терроризм, захват заложников, саботаж, незаконные вооружённые формирования, государственные перевороты, вооружённые мятежи, диверсионные акты и массовые беспорядки. В этих случаях в составе суда будет только трое судей.

Многие правозащитники, адвокаты и журналисты, работающие на Северном Кавказе, сталкивались с угрозами, притеснением, жестоким обращением, а в ряде случаев и подвергались насильственному исчезновению. Российские власти не только чинят препятствия работе независимых журналистов, СМИ и неправительственных организаций (НПО), но и преследуют их за освещение нарушений прав человека на Северном Кавказе. Представители государства регулярно обвиняют их в поддержке «экстремизма» и работе на иностранные спецслужбы.

См. также: