Наталья Прилуцкая, кампайнер Amnesty International в России, встретилась с Сашей Кунко, чей молодой человек уже два года сидит в тюрьме. Его арестовали после протестов на Болотной площади в Москве в мае 2012 года, когда десятки тысяч людей вышли на демонстрацию против крайне спорных результатов президентских выборов.
Когда я вхожу в модное московское кафе, там шумно. Среди книжных шкафов тесно расставлены винтажные столы и стулья. Везде суетятся посетители, наливая себе бесплатный чай, кофе - в этом кафе вы платите только за время, которые вы в нём провели.
Я пришла сюда встретиться с двадцатидвухлетней Сашей Кунко, чей молодой человек, Степан Зимин, был арестован 8 июня 2012 года, через месяц после того, как он принял участие в демонстрации на Болотной площади.
Апрель 2012 года, Саша и Стёпа танцуют в финале Российского чемпионата по буги-вуги. Через два месяца Стёпу арестуют.
«Последний раз мы говорили по телефону два года назад»
Саша до сих пор прекрасно помнит тот день. «Было лето, стояла прекрасная погода, и у нас были замечательные планы на день», - говорит она, - «Во время обеда одна подруга написал мне смску: «А ты знаешь, что случилось со Стёпой?» Потом она прислала мне ссылку на телевизионные новости, и я увидела, что полиция арестовала его по подозрению в применении насилия против сотрудников полиции и участии в массовых беспорядках. Они не показали его фотографию, но имя и год рождения совпадали. Я не поверила своим глазам. Я позвонила Стёпе, но он не ответил. Вот и всё - с того дня я не разговаривала со Стёпой по телефону. Это было уже почти два года назад…» Она опускает голову.
Я прошу Сашу рассказать мне о Степане и она сразу оживляется. «Когда его арестовали, мы были знакомы уже два года. Мы были хорошими друзьями. Мы встретились на занятиях танцами, когда учились танцевать линди хоп… мы ходили на танцевальные вечеринки, участвовали в международных танцевальных конкурсах. Он энтузиаст и у него много разных увлечений, в том числе восточная культура - Степан учил арабский и даже был на практике в Египте».
Она вспоминает день его ареста. «Я искала его до позднего вечера. Координатор волонтёрской организации «РосУзник» помог мне найти адвоката и мы вместе поехали на Лубянку. Там нам сказали, что он здесь, но нам с ним встретиться нельзя. Тогда я была уверена, что это просто недоразумение и всё скоро закончится».
На следующий день был суд. «Мне не разрешили присутствовать, потому что я не являюсь близким родственником. Так что я просто несколько часов ждала у дверей суда».
Степана обвинили в том, что он кинул кусок асфальта в сотрудника полиции и повредил тому палец, несмотря на то что медицинская экспертиза установила, что палец был сломан в результате скручивания. Я спросила Сашу, предоставило ли обвинения какие-нибудь ещё доказательства его вины. «Там были показания «пострадавшего» и его коллег…«, - сказала она. Двух полицейских. «Но они постоянно путались и не могли дать ясных ответов ни на один вопрос адвоката Стёпы». Её голос дрожит от возмущения. «Вот так за этот якобы сломанный палец он получил три с половиной года тюрьмы… Я не знаю, как они могут с этим жить. Я не знаю, понимают они или нет, как они поступили со Стёпой».
«Этого не должно было с нами случиться», - она замолкает, - «Трудно поверить, что ему только в январе исполнилось двадцать лет, а через полгода его арестовали».
Не терять связь с внешним миром
Несправедливость может озлобить, но Саша говорит, что Степан стал мудрее и спокойнее. Она говорит, что просто удивительно, как ему удалось пережить всё это напряжение, всю абсурдность ситуации и остаться настолько невозмутимым.
Я спрашиваю её, считает ли она месяцы до освобождения Степана. «Нет», - отвечает Саша, - «жизнь продолжается. Так легче. Я стараюсь сосредоточиться на хорошем и переписываюсь со Стёпой».
«Невероятно важно писать письма тому, кто отрезан от внешнего мира. Человек встречается с друзьями, звонит, выходит в интернет, знает свои планы… а на следующий день вдруг оказывается в четырех стенах, в полной изоляции. Так что письма помогают ему не терять связь с внешним миром. Каждая незначительная деталь, которую он узнает снаружи, напоминает ему о его жизни до ареста».
Саша также рассказала о людях, с которыми она никогда не встречалась, но которые продолжают посылать Степану письма со словами поддержки: «Стёпе важно знать, что о нём не забыли, что его поддерживают многие люди, даже за границей. У нас огромная поддержка».
«Много людей сидят в тюрьмах, и никто действительно об этом не знает … и человек оказывается сам по себе, наедине с системой».
Под конец я спросила Сашу, продолжает ли она танцевать. «Я бросила. Без него это уже не так интересно».
Несмотря на стремительное наступление на свободу слова, многие люди в России продолжают открыто критиковать то, что происходит в стране. С 6 по 12 октября активисты Amnesty International поддержат их во время «Недели действия», чтобы убедиться, что российские лидеры понимают, что весь остальной мир не будет молчать. Примите участие и узнайте больше об акции на сайте www.amnesty.org/Speak-Out-Russia