Судан: вооружая виновников грубого нарушения прав человека в Дарфуре

AMNESTY INTERNATIONAL

Для свободного распространения

Краткое содержание доклада

Индекс МА: AFR 54/139/2004

16 ноября 2004

Эскалация конфликта в Дарфуре (запад Судана) в начале 2003 года последовала за появлением в регионе двух повстанческих группировок: «Освободительной армии Судана» (ОАС) и «Движения за справедливость и равноправие» (ДСР). Вскоре конное ополчение, известное под названием «Джанджавид», получило от правительства Судана карт-бланш на разрушение деревней и уничтожение их жителей. Ополченцы, опустошившие значительную часть Дарфура, получали от суданских властей оружие, деньги и поддержку. Нередко их сопровождали подразделения правительственных сил; им оказывали поддержку бомбардировщики и штурмовые вертолёты. В ходе конфликта убито свыше 50 тысяч человек; по меньшей мере 1 400 000 человек (преимущественно жители сельских районов) стали вынужденными переселенцами. Их деревни сожжены, домашний скот угнан, а остальное имущество разграблено. Тысячи женщин стали жертвами изнасилований.

В настоящем докладе, характеризующем нападения на гражданское население в Дарфуре, перечислены основные типы вооружений, поставлявшихся в последнее время в Судан. Список государств, допустивших - умышленно или случайно - поставку вооружений и техники военного назначения в Судан, занимает несколько страниц. Боевые самолёты и вертолёты поступали в Судан от российских, китайских и белорусских компаний; одна литовская фирма поставляла запасные части для вертолётов, несмотря на неоднократное применение авиации для нанесения бомбовых ударов по населённым пунктам и поддержки наземных операций против гражданского населения. Танки, боевые машины и артиллерийские установки поступали в Судан из Белоруссии, Польши и Российской Федерации, несмотря на то, что подобная техника ранее использовалась для нанесения неизбирательных и целенаправленных ударов по гражданскому населению. На протяжении последних лет в Судан поставлялись гранаты, нарезное оружие, пистолеты, боеприпасы и прочие легкие вооружения из разных стран, таких как Иран, Китай, Саудовская Аравия и Франция. Недавно компании-поставщики вооружений из Великобритании и Ирландии предприняли попытку поставить вооружённым силам Судана большое количество самолётов марки «Антонов», военной техники украинского производства, а также пистолетов, изготовленных в Бразилии. Кроме того, Белоруссия, Индия, Малайзия и Россия предлагали Судану программы по подготовке военнослужащих и сотрудничеству в военной сфере. Обнаруженные в 2000 году в Судане противопехотные мины были изготовлены в Бельгии, Египте, Израиле, Италии, Китае, республиках бывшего СССР, а также в США.

Правительства ряда стран, например, Болгарии, Великобритании, Литвы и Франции, приняли ряд мер по предотвращению поставок вооружений в Судан. Кроме того, до сих действует эмбарго ЕС, наложенное в 1994 году. Однако правительства остальных стран, по-видимому, не намерены перекрывать экспортные потоки оружия в Судан.

В докладе приводятся свидетельства беженцев из Дарфура («Международная Амнистия» получила сотни аналогичных показаний), из которых видно, как вооружённые силы Судана и поддерживаемые ими ополченцы используют это оружие, грубо нарушая права человека, совершая военные преступления и преступления против человечества. В докладе также отмечается, что суданское правительство направляло доходы от исключительно прибыльного нефтяного бизнеса на увеличение военных ассигнований. Военная техника применялась для серьёзного нарушения гражданских и политических прав человека. В то же время, народ Судана лишён возможности в полном объёме реализовать свои экономические, социальные и культурные права, чего можно было бы достигнуть, направив на эти цели доходы от продажи нефти.

30 июля 2004 года Совет безопасности ООН своей резолюцией №1556 обязал все государства «предотвращать продажу или поставки» вооружений и техники военного назначения любым неправительственным силам в Судане. Однако Совет не подготовил подробной инструкции для эффективной реализации этого частичного эмбарго, и не учредил специальный наблюдательный орган при ООН, который следил бы за его соблюдением и расследовал бы факты его нарушения. Таким образом, в настоящее время обязательного запрета ООН на поставку вооружений всем сторонам конфликта, грубо нарушающим права человека, в том числе вооружённым силам Судана, не существует. Также отсутствуют действенные механизмы предотвращения поставок оружия ополчению «Джанджавид» и другим вооружённым формированиям, поддерживаемым правительством.

«Международная Амнистия» обращается ко всем странам, упомянутым в настоящем докладе, с призывом немедленно приостановить любые поставки в Судан вооружений, оборудования, применяемого для обеспечения безопасности, и сопутствующих материально-технических средств, которые могут быть использованы вооружёнными силами или ополченцами для грубого нарушения прав человека. Более того, «Международная Амнистия» специально обращается к Совету безопасности ООН с требованием наложить обязательное эмбарго на поставку в Судан вооружений, попадающих в распоряжение всех участников конфликта в Дарфуре, включая вооружённые силы, до тех пор, пока не появятся надёжные гарантии защиты гражданского населения от грубого нарушения прав человека.

Чтобы уменьшить влияние торговли оружием на подобные кризисные ситуации, «Международная Амнистия» также проводит долгосрочную кампанию, цель которой - установить значительно более строгий контроль над распространением обычных вооружений во всём мире. Частью предлагаемого комплекса мер является принятие Договора о контроле над торговлей оружием, который запретит экспорт оружия в регионы, где оно с большой долей вероятности может быть использовано для грубого нарушения международных норм в области прав человека и положений гуманитарного права.

Данный текст является кратким содержанием 47-страничного доклада (16 800 слов в оригинале) «Судан: вооружая виновников грубого нарушения прав человека в Дарфуре» (на английском языке, индекс МА: AFR 54/139/2004). Доклад опубликован «Международной Амнистией» 16 ноября 2004 года. Желающим ознакомиться с подробностями или предпринять какие-либо действия следует обратиться к полной версии документа.

#Дарфур #Оружие - под контроль #Судан