Зимбабве: отказ в правосудии пострадавшим от насильственных выселений

AMNESTY INTERNATIONAL

Краткое изложение доклада

Индекс МА: AFR 46/005/2006 (Для свободного распространения )

8 сентября 2006 г.

В мае 2005 года правительство Зимбабве приступило к осуществлению операции «Мурамбатсвина» (Уборка мусора) - программы массовых насильственных выселений и сноса домов. В результате операции множество людей, число которых оценивается в 700 тысяч, лишились жилищ или источников заработков, либо того и другого. В июне 2005 года власти начали реализацию программы «Гарикай/Хлалани Куле» (Лучшая жизнь), утверждая при этом, что предоставят жильё тем, кто лишился крова в ходе операции «Мурамбатсвина». Спустя год «Международная Амнистия» узнала, что почти никто из пострадавших в результате операции «Мурамбатсвина» не получил помощь в рамках «Гарикай/Хлалани Куле». Более того, правительство неоднократно выступало с вводящими в заблуждение заявлениями, в том числе в Африканской комиссии по правам человека и народов, представляя операцию «Гарикай/Хлалани Куле» в качестве государственной программы строительства жилья для пострадавших. При этом оно не упоминало о том, что в рамках данной операции многим людям выделили небольшие, незастроенные участки земли, на которых они сами должны строить себе дома без какой-либо помощи, и что не менее 20 процентов возведённого жилья предназначено для государственных служащих, сотрудников полиции и солдат.

Спустя год после начала программы «Гарикай/Хлалани Куле» в стране было построено всего порядка 3 325 домов по сравнению с 92 460 жилыми постройками, разрушенными в ходе операции «Мурамбатсвина». При этом во многих районах строительство, по-видимому, прекратилось. Многие из домов, которые значились как «построенные», не были благоустроены, снабжены чистой питьевой водой и канализацией и не заселялись. Существует целый комплекс причин, по которым эти дома недоступны пострадавшим в ходе операции «Мурамбатсвина». Они слишком дорогостоящи для большинства населения, даже если бы ему предоставили возможность их приобрести (чаще всего этого не происходит). Процесс выделения нового, хотя и недостроенного жилья и участков под строительство не достаточно прозрачен, а критерии, по которым распределяются дома или участки, не вполне ясны. Дома и земельные участки предоставлялись лицам, которые не утратили жильё в результате операции «Мурамбатсвина».

Кроме того, правительство утверждало, что в рамках программы «Гарикай/Хлалани Куле» будет оказана помощь десяткам тысяч торговцев, лишившихся заработка в неофициальном секторе в ходе операции «Мурамбатсвина», для которых откроются новые рынки. Власти оборудовали несколько новых мест торговли и вновь открыли некоторые старые. Тем не менее, число и расположение этих мест не отвечает нуждам неофициального сектора, при этом также не учитывается отсутствие других возможностей трудоустройства в стране, где безработица официально составляет 80 процентов. Кроме того, власти поставили дополнительные финансовые и административные препоны на пути тех, кто стремится работать в неофициальном секторе. Результаты исследования «Международной Амнистии» показали, что многие неофициальные продавцы и торговцы, которые обеспечивали себя и свои семьи до операции «Мурамбатсвина», больше не могут этого делать, не опасаясь возможности ареста, штрафа или конфискации товара полицией.

Большинство трудящихся неофициального сектора, которых затронула операция «Мурамбатсвина», составляли малоимущие женщины. Они нередко утрачивали как жильё, так и источник заработка. Для получения жилья и земельных участков в рамках программы «Гарикай/Хлалани Куле» власти требуют документы, подтверждающие источник дохода, что подчёркивает отсутствие какого-либо значимой приверженности со стороны правительства восстановить права трудящихся неофициального сектора, несмотря на лишение их возможности зарабатывать. Требование предоставить подтверждение источника дохода фактически исключает из участия в программе тех, кто пострадал вдвойне, утратив не только жильё, но и возможность зарабатывать на жизнь, и тем самым перекрывает им доступ к единственному существующему и весьма ограниченному средству правовой защиты.

Операция «Мурамбатсвина» представляет собой серьёзное нарушение прав человека, в частности права на адекватный уровень жизни, в том числе на достаточное жильё и возможность зарабатывать на жизнь трудом. В соответствии с нормами международного права правительство Зимбабве обязано обеспечить всем лицам, чьи права оказались нарушены в ходе операции «Мурамбатсвина», эффективные средства судебно-правовой или иной необходимой защиты для восстановления этих прав, в том числе возместив ущерб пострадавшим в результате операции «Мурамбатсвина».

Операция «Гарикай/Хлалани Куле» стала единственным ответным действием властей на грубые нарушения прав человека, совершённые в ходе «Мурамбатсвины». Сотням тысяч пострадавших не предлагалось никакой иной помощи либо средств правовой защиты. В данном докладе демонстрируется несостоятельность программы «Гарикай/Хлалани Куле», а также то, что большинство пострадавших в ходе «Мурамбатсвины» оказалось за пределами её досягаемости. Как таковое, Зимбабве явно нарушает свои обязательства по обеспечению эффективных стредств судебно-правовой защиты и компенсаций лицам, чьи права человека оказались нарушены.

Более того, по результатам исследований «Международной Амнистии», зимбабвийские власти препятствовали попыткам пострадавших улучшить своё положение, мешали гуманитарным организациям обеспечить бездомных временным укрытием и подвергли некоторых наиболее уязвимых людей многократным насильственным выселениям. Организация считает, что подобными действиями правительство Зимбабве только усугубило собственную несостоятельность в деле предоставления эффективных средств правовой защиты пострадавшим.

«Международная Амнистия» рекомендует правительству Зимбабве немедленно прекратить насильственные выселения, а также в экстренном порядке провести всесторонний пересмотр операции «Гарикай/Хлалани Куле» с тем, чтобы привести предусмотреные ей меры в соответствие с международными обязательствами зимбабвийских властей в области прав человека. Если правительству страны не удаётся выполнить свои обязательства в области прав человека, ему следует обратиться за международной помощью для решения проблемы насущных гуманитарных потребностей и осуществления права на достаточное жильё, по крайней мере, на минимальном базовом уровне.


Данный документ представляет собой краткое изложение доклада “Zimbabwe: No justice for the victims of forced eviction” (Индекс МА: AFR 46/005/2006), опубликованного Amnesty International 8 сентября 2006 года. Желающим получить дополнительную информацию по данному вопросу или предпринять какие-либо действия следует ознакомиться с полным текстом документа.

#За достойное отношение #Зимбабве #принудительные выселения #экономические и культурные права