Азербайджан. Перемещение с последующей дискриминацией - тяжёлое положение внутренне перемещённого населения

AMNESTY INTERNATIONAL

Краткое изложение доклада

Индекс AI: EUR 55/011/2007 (Для свободного распространения)

28 июня 2007 года

«Мы не существуем, это же не жизнь. Мы готовы жить с карабахскими армянами и не забыли свою историческую родину. Но мира нам не видать по крайней мере лет десять, поэтому мы хотим жить в достойных условиях сейчас».

Аяз, вынужденный переселенец из города Джабраила, уже 14 лет живёт в Сумгаите, что неподалёку от азербайджанской столицы Баку. Ему за пятьдесят, и он вместе с женой и взрослыми сыновьями занимает комнату размером в пять на три метра в бывшем студенческом общежитии. В том же коридоре расположено примерно 12 комнат, в которых живут 30 семей, причём в некоторых ютятся до 10 человек. Комната Аяза набита сумками и коробками, то есть всем, что может понадобиться растущей семье. Он обратился к муниципальным властям с просьбой об улучшении жилищных условий, но при этом сказал:

»…государство никогда не интересовалось проблемами вынужденных переселенцев, живущих в Баку. Мы ничего не слышим от государства, поэтому выходит, что переселенцы просто сами берут себе муниципальную землю вокруг Сумгаита. А потом к нам приходят и говорят, вы здесь временно, вы не можете получить тут землю».

Эльмар, вынужденный переселенец из Кельбеджарского района, отмахивается от идеи возвращения. Он сказал Amnesty International: «Я бы с удовольствием лишился статуса переселенца. Хватит правительству меня обманывать, что я смогу вернуться. Столько людей уже умерло с тех пор как переселились, и им нечего оставить потомкам. Это моё дело - возвращаться мне или нет».

Несмотря на то что Азербайджан стал центром экономического развития региона, ситуация с экономическими и социальными правами для сотен тысяч человек, ставших вынужденными переселенцами в начале 1990-х годов, почти не улучшилась. Amnesty International призывает государство и международное сообщество предпринять действия, направленные на разрешение ситуации.

Правительство Азербайджана совместно с международными организациями приняло меры, направленные на удовлетворение минимальных базовых требований для внутренне перемещённого населения. В их числе строительство новых жилых посёлков, продовольственная помощь, выделение земельных участков, подъёмные выплаты и налоговые льготы. Тем не менее Amnesty International полагает, что в условиях длительного перемещения этих мер недостаточно, чтобы гарантировать постепенное осуществление экономических и социальных прав внутренне перемещённых лиц в соответствии с требованиями норм международного права в области прав человека. Более того, организация озабочена тем, что система политики и обычаев способствует фактической дискриминации и сегрегации внутренне перемещённого населения. Такое положение вещей усугубляет и без того серьёзные проблемы, вызванные перемещением, и служит продлению социальной изоляции вынужденных переселенцев.

В Азербайджане, расположенном на Южном Кавказе, внутренне перемещённые лица составляют крупнейшую долю населения в мире. В результате территориального конфликта в Нагорном Карабахе и прилегающих районах 1991-1994 годов порядка 600 000 азербайджанцев уже более десятка лет являются вынужденными переселенцами. По этнической принадлежности они азербайджанцы, проживавшие в бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, армянское население которой требует независимости от Азербайджана, а также семи прилегающих к ней азербайджанских областей, целиком или частично оккупированных армянскими войсками с начала 1990-х годов.

В соответствии с нормами международного права в области прав человека и азербайджанского законодательства, внутренне перемещённые лица пользуются той же юридической защитой и правами, что остальные граждане. Между тем в Азербайджане нарушаются их права на свободное передвижение, достойное жилище, охрану здоровья и труд. В совокупности эти нарушения составляют целую систему дискриминирующих мер в отношении перемещённых лиц. Практика дискриминации и сегрегации мешает вынужденным переселенцам стать частью местных сообществ и лишает их желания интегрироваться. Таким образом, перемещённым лицам ограничивают возможность выбора интеграции или переселения в другие районы страны как альтернатив возвращению в случае достижения мирного соглашения.

Международные организации сокращают долю участия в программах поддержки внутренне перемещённого населения в Азербайджане, оставляя его в руках государства. Ключевым аспектом политики азербайджанских властей с 2001 года был вывоз перемещённых лиц из пунктов чрезвычайной помощи и размещение их в новых специально построенных посёлках в различных уголках страны. В то же время политика расселения омрачается тем, что с переселяемыми при этом не консультируются. Внутренне перемещённые лица практически не имеют возможности повлять на процесс принятия решений, непосредственно затрагивающих их. С жителями посёлков не консультируются по поводу мест расположения нового жилья, расселяя их в отдалённых районах либо в других неподходящих местах, где отсутствует необходимая инфраструктура для поддержания общественной жизни. Перемещённые лица, живущие в городских районах, сообщают о том, что городские власти оставляют их без внимания. Несмотря на то что у них больше возможностей найти работу в условиях городской экономики, их особо остро касается проблема нехватки жилья.

Amnesty International не занимает какой-либо позиции относительно разногласий по поводу территории Нагорного Карабаха. Все внутренне перемещённые лица имеют право на достойное и безопасное возвращение в исходные места проживания, однако не в ущерб праву на интеграцию и переселение в другую часть страны.

Организация озабочена тем, что текущие ограничения на пользование правами на свободное передвижение, достойное жилище, здоровье и труд способствуют дискриминирующей практике в отношении внутренне перемещённых лиц в Азербайджане и приводят к их сегрегации. Некоторые из этих обычаев, по всей видимости, преследуют цель удерживать внутренне перемещённых лиц в рамках отдельного сообщества и оправдываются должностными лицами на том основании, что меры должны должны носить «временный» характер до окончательного возвращения переселенцев в места довоенного проживания. Тем не менее, учитывая давность перемещения, длящегося уже около 14 лет, и растущие доходы от продажи нефти, Азербайджан несёт обязательство обеспечить реализацию более чем минимального уровня основных прав для внутренне перемещённых лиц. Принимаемые меры, возможно, были бы вполне уместны в условиях экстренной ситуации, однако на сегодня они недостаточны.

Amnesty International призывает правительство Азербайджана и международное сообщество решить проблемы:

  • ограничения прав на свободу передвижения, которые особенно неблагоприятно сказываются на положении внутренне перемещённых лиц;
  • дискриминации и сегрегации в отношении внутренне перемещённых лиц;
  • ограниченых возможностей внутренне перемещённых лиц пользоваться основными экономическими и социальными правами, в том числе правом на достойное жилище, охрану здоровья и труд.

Настоящий документ и рекомендации являются кратким изложением более подробного доклада под названием «Азербайджан: перемещение с последующей дискриминацией: тяжёлое положение внутренне перемещённого населения» (Azerbaijan: Displaced then discriminated against - the plight of the internally displaced population) (индекс AI: EUR 55/010/2007).

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА

Прикрепленный файлРазмер
az_idp_briefing_2007.pdf286.08 KB

#Азербайджан #беженцы и вынужденные переселенцы #дискриминация