США: У нас в Америке людей не пытают

AMNESTY INTERNATIONAL

Краткое содержание доклада

Индекс МА: AMR 51/128/2003

20 октября 2003 г.

Когда Президента США Буша в ходе телевизионного интервью 18 октября в Австралии спросили, правда ли, что двух австралийцев, которых удерживают на американской военной базе Гуантанамо, подвергают пыткам, г-н Буш категорически ответил: «Нет, конечно. У нас в Америке людей не пытают. А если кто с этим не согласен, тот просто ничего не знает о нашей стране». 1

В тот же день стало известно, что восьмерых военнослужащих США обвиняют в актах бесчеловечной жестокости по отношению к иракским военнопленным. 2 Один из пленных скончался.

Отказ г-на Буша повторяет заявление, сделанное в пресс-центре американской авиабазы в Баграме (Афганистан). Ранее поступали многочисленные сообщения о том, что с пленными, которых удерживают на этой авиабазе, негуманно обращаются и пытают. В частности, речь идёт о т.н. приёмах «stress and duress» (стресс и заточение): светонепроницаемая повязка на глаза, длительное стояние на коленях, лишение сна и жестокое применение кандалов. 3 Пресс-секретарь полковник Родни Дэвис, когда его напрямую спросили об одном из таких случаев, ответил: «Мне неизвестны подробности того дела, о котором вы говорите, но, полагаю, вы должны согласиться с тем, что Америка, а также большинство других стран-участниц коалиции, не пользуются репутацией государств, в которых с людьми обращаются негуманно. Это не есть часть нашей культуры». 4

Такие ответы попахивают самодовольством. Достаточно вспомнить, что именно в США в настоящее время 3 600 заключённых (из них несколько десятков несовершеннолетних и душевнобольных людей) содержатся в тюрьмах «сверхстрогого режима», ожидая казни. Их держат в одиночных камерах в условиях «недостаточной сенсорной стимуляции» - такие условия Комитет ООН против пыток классифицирует как «чрезмерно суровые». 5

В декабре 2002 года два афганца, удерживаемых на американской военной авиабазе в Баграме, скончались. В обоих случаях в отчёте патологоанатома говорится, что причина смерти - «убийство» и «травмы, несовместимые с жизнью». В своём комментарии полковник Дэвис заявил, что, хотя факты действительно имели место, данный случай - прекрасный пример открытости, присущей американской культуре: «Мы не скрываем ни хорошего, ни плохого, и признаём: да, пока мы ведём борьбу с терроризмом, происходили некоторые несчастные случаи, как говорится, «кое-где у нас порой».

То есть смерть в заключении - это «несчастный случай»? Именно так американские военные собираются объяснить родственникам погибших Дилавара и Муллы Хабибуллы причину их смерти? Спустя десять месяцев, власти США всё ещё не объявили о результатах расследования двух смертей.

Судья Конституционного суда Южной Африки Ричард Голдстоун, бывший генеральный прокурор Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии и Руанде, заявил, что, по его мнению, упомянутые приёмы «стресса и заточения» в Баграме, приравниваются к пыткам согласно Конвенции против пыток, жестоких, бесчеловечных и других унижающих достоинство видов обращения и наказания. 6 Комитет против пыток, надзирающий за соблюдением данной Конвенции, однозначно заявил, что такие методы допроса, как ограничение телесной свободы заключённых в неудобных и болезненных позах, надевание повязок на глаза, запугивание и длительное лишение сна нарушают запрет на пытки, закреплённый в Конвенции.

В Статье 16 Конвенции против пыток говорится: «Каждое государство-участник обязуется предотвращать на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, которые не подпадают под определение пытки». Когда Соединённые Штаты подписали Конвенцию в 1984 году, они специально оговорили, что намерены воздерживаться от применения жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинства обращения только в том объёме, в котором этот термин соответствует конституционному запрету «жестоких и необычных» видов наказания.

Эта оговорка может значительно ограничить обязательства США по данной Конвенции. В 2000 году Комитет против пыток заявил, что оговорку следует отвести. США отказались это сделать.

Пленники, содержащиеся на базе Гуантанамо, в Баграме и других местах вынуждены полагаться на милость охранников. Никто из них не имеет возможности оспорить в американском суде обстоятельства своего ареста, условия содержания или то обращение, которому они подвергаются во время допросов. Правительство США продолжает отказывать заключённым в их праве на справедливый суд.

Единственный поданный США, которому удалось выступить в суде и который заявил о плохом обращении со стороны американских спецслужб во время его задержания и последующего вывоза из Афганистана, отказался от своих обвинений в качестве одного из условий договорённости с американским правительством. Джон Вокер Линд утверждал, что его грубо заковали в кандалы, завязали глаза и в обнажённом виде привязали к носилкам, после чего поместили в грузовой контейнер, где было темно и холодно, на двое или трое суток. Он также утверждал, что ему угрожали смертью и пытками. Непосредственно накануне судебного заседания, на котором его показания должны были рассматриваться, стороны заключили соглашение, согласно которому подзащитный «отказывается от претензий по поводу плохого обращения со стороны армии США, и отзывает свой иск».

«Международная Амнистия» считает, что, взятые совокупно, условия, в которых содержится большинство из нескольких сотен заключённых на базе Гуантанамо на Кубе, могут быть приравнены к жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. В последние несколько месяцев Международный Комитет Красного Креста (МККК), -единственная неправительственная организация, которой пока ещё открыт доступ к заключённым, - предпринял ряд необычных мер по доведению до сведения широкой общественности своей озабоченности теми фактами, которые представители МККК вскрыли по данной проблеме. Обычно МККК воздерживается от публикации своих отчётов.

В июле представители МККК рассказали о том, что отсутствие «какой бы то ни было чёткой правовой основы (…) крайне отрицательно повлияло на их физическое и душевное здоровье». В августе МККК опубликовал на официальном веб-сайте заявление о том, что «наблюдается серьёзное ухудшение психического здоровья большей части [заключённых]» и что «это вызывает озабоченность». Затем, 9 октября, представитель МККК в интервью газете «Нью Йорк Таймс» заявил, что «неопределённость данной ситуации и её влияние на душевное здоровье контингента приняли угрожающие размеры». На сегодняшний день, свыше 30 заключённых предприняли попытки самоубийства. Может быть, их действительно не пытают в традиционном смысле этого слова, однако нельзя сомневаться в жестокости карцерного режима на Гуантанамо и неопределённости перспектив этой ситуации.

Судья Ричард Голдстоун говорит: «Я убеждён, что одному из будущих президентов США ещё придётся принести извинения за Гуантанамо». «Международная Амнистия» призывает Президента Буша безотлагательно принять меры по внесению правовой определённости в ситуацию с тем, чтобы заключённые получили наконец доступ к правосудию и защите Закона.

Примечания:

1 Интервью с Президентом США, Лоуренс Оакс, 9-й канал ТВ, 18 октября 2003 г.

2 AFP, 18 октября 2003. Также см. доклад «Iraq: Memorandum on concerns relating to law and order».

3 Доклад «USA: The threat of a bad example: Undermining international standards as «war on terror» detentions continues». Август 2003 г.

4 Inside Guanta’namo. BBC TV, Panorama, 5 октября 2003.

5 A/55/44, paras. 175-180, Май 2000 г.

6 Там же.

#Афганистан #Гуантанамо #За справедливость в борьбе с терроризмом #Ирак #произвольные задержания #пытки и жестокое обращение #США