Пыткам нет оправдания

Кадр из видеоролика «В ожидании охранников», изображающего пытки во время содержания под стражей.

© Amnesty International

Пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения, такие как рабство и геноцид, всегда недопустимы. Этому принципу много лет, и он закреплён в международном праве.

Каждый человек имеет право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство видам обращения или наказания («другим видам жестокого обращения»), в соответствии со статьёй 5 Всеобщей декларации прав человека.

Как видно из Доклада Amnesty International 2008, спустя 60 лет после того, как ООН приняла декларацию, люди по-прежнему подвергаются пыткам и другим видам жестокого обращения по всему миру. В докладе описана ситуация в 81 стране, но случаи применения пыток и других видов жестокого обращения происходят и во многих других странах.

Организация десятилетиями собирает документальные свидетельства пыток, в том числе в ситуациях, когда правительства ссылаются на угрозу терроризма, чтобы покрыть или оправдать их применение. Однако действия, которые государства стали предпринимать под предлогом борьбы с терроризмом в последние годы, угрожают подорвать уважение к абсолютному запрету на пытки и демонстрируют необходимость укрепить понимание его важности.

Что такое пытки? Что такое жестокое обращение?

В основе определения пыток, принятого в Конвенции ООН против пыток, лежит умышленное причинение человеку сильной физической или нравственной боли или страдания с целью получить от него информацию или признание, наказать, запугать или принудить его, или по любой другой причине, основанной на дискриминации.

Люди могут не всегда соглашаться с тем, что та или иная форма насилия представляет собой пытку или другой вид жестокого обращения, но и то, и другое находится под абсолютным запретом международного права, в том числе во время войны и других чрезвычайных ситуаций.

Соблюдение этого запрета - не только правовое обязательство. В основе этого универсального запрета лежит международное соглашение о том, что любой акт пытки или жестокого обращения несовместим с нормами морали, то есть оскорбителен для человеческого достоинства.

Единодушное неприятие пыток под угрозой

Более 300 членов Филиппинской национальной полиции и правозащитников приняли участие в шествии против пыток 26 июня 2008 года.

© Amnesty International

Некоторые меры, принятые правительствами после нападений 11 сентября 2001 года, а также после совершённых с тех пор нападений или угроз нападений в других странах, носят характер серьёзной угрозы общим принципам защиты прав человека. Государства стали применять пытки и другие виды жестокого обращения, пытаясь оправдать их требованиями безопасности и стремясь обеспечить безнаказанность виновных.

Некоторые правительства пытаются уйти от выполнения своих обязательств и от ответственности, признавая, что «пытки» недопустимы и противозаконны, но в то же время пытаясь ввести на национальном уровне определения «пыток» и «жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения», не распространяющиеся на некоторые методы или обстоятельства.

Правительство США возглавляет это наступление на запрет пыток и других видов жестокого обращения. Правительство США утверждает, что международное право в области прав человека не действует в обстоятельствах, которые оно называет всемирной и почти бессрочной «борьбой», и при этом избирательно игнорирует тот факт, что законы войны также запрещают подобные нарушения. Эти аргументы практически единодушно отвергаются другими государствами, национальными и международными судами и экспертами.

Правительство сша санкционирует пытки

Фотографии военнослужащих США, унижающих и терроризирующих узников Абу-Грейб, потрясли мир, когда попали в СМИ в 2004 году. Фотографии сопровождались многочисленными обвинениями в пытках и других видах жестокого обращения, поступавшими из тюрем США в Афганистане, Ираке и Гуантанамо.

Скандал в Абу-Грейб заставил высших должностных лиц США осудить выявленные нарушения и начать ограниченные расследования методов, применяемых в местах заключения, и внести в них изменения. Однако это так и не привело к привлечению к ответственности виновных, выплате возмещений пострадавшим или принятию адекватных мер по предотвращению подобных нарушений прав человека в будущем.

Действительно, мы знаем, что администрация США санкционировала методы допроса - в том числе принуждение к нахождению в неудобном положении, длительную изоляцию, сенсорную депривацию и инсценировку утопления, - которые классифицируются международным правом как пытки или другие виды жестокого обращения.

Правительство США осуществляет программу перебросок - передачи лиц, подозреваемых в терроризме, из одного государства в другое в обход надлежащих процедур, в том числе в страны, где им могут грозить пытки и другие виды жестокого обращения, - а также программу тайных задержаний, узники которой становятся жертвами насильственных исчезновений.

Администрация США санкционировала пытки и другие виды жестокого обращения и оставляет за собой право сделать это снова, если того потребуют «обстоятельства». Законы США, юридические заключения и распоряжения органов власти, которые способствуют подобным практикам, необходимо изменить или отменить. Нарушения больше не должны оставаться безнаказанными.

Сделки с государствами, применяющими пытки

Другие страны мира также вносят свой вклад в ослабление международного запрета на пытки, добиваясь принудительного возвращения задержанных в страны, где им грозит реальная опасность пыток.

Правительства разных стран, в том числе США, Австрии, Канады, Германии, Италии, Соединённого Королевства и Швеции запрашивали и принимали «дипломатические гарантии» принимающих государств о том, что задержанные не будут подвергаться пыткам и другим грубым нарушениям прав человека.

Эти «гарантии» по существу являются обещаниями, проследить за выполнением которых невозможно. Принимая их, высылающее государство фактически соглашается на пытки задержанного в принимающей стране. В случаях, когда обещание о надлежащем обращении нарушалось, это приводило к ужасным последствиям для задержанных.

Вместо того чтобы просить исключительных условий для отдельных лиц, государства обязаны объединить свои усилия и добиться полного искоренения пыток и других видов жестокого обращения. Дипломатические гарантии необходимо осудить и оставить в прошлом.

Старые репрессивные механизмы, новая риторика

Пытки и другие виды жестокого обращения - явление не новое. Однако в странах, где пытки и другие виды жестокого обращения были распространены ещё до 2001 года, новая атмосфера терпимости к подобным нарушениям может только спровоцировать правительства.

Так, за последние пять лет власти Туниса арестовали сотни (если не тысячи) людей, подозреваемых в преступлениях, связанных с терроризмом. Многие подверглись пыткам и другим видам жестокого обращения, были брошены за решётку без права общения с внешним миром или пропали без вести. Некоторых приговорили к длительным срокам лишения свободы или даже к смерти по итогам несправедливых судебных процессов.

В контексте военной кампании в Пакистане против «Аль-Каиды» и «Талибана» тысячи человек - как граждан Пакистана, так и иностранцев - произвольно задерживаются и становятся жертвами насильственных исчезновений.

Пытки не способны обеспечить безопасность

В Совете Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН, а также во многих других международных организациях сами государства признают, что каждое правительство, будучи ответственным за защиту людей от нападений насильственного характера, всё же должно при этом полностью выполнять свои правозащитные обязательства.

Истинной безопасности можно добиться только через укрепление правозащитной инфраструктуры, а не через её разрушение посредством использования противозаконных методов, таких как пытки.

Пытки и другие виды жестокого обращения:

  • всегда недопустимы, независимо от того, в обладании какой информацией или в совершении каких действий подозревают обвиняемого;
  • полностью запрещены международным правом в области прав человека;
  • являются ненадёжными методами допроса;
  • имеют свойство распространяться и, будучи санкционированными, никогда не ограничиваются «единичным случаем»;
  • подрывают принцип верховенства права и разрушают систему уголовного правосудия;
  • не делают нашу жизнь безопаснее;
  • НИКОГДА, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ МОГУТ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ

Чего необходимо добиться?

Все государства должны:

  • осудить все формы пыток и других видов жестокого обращения и открыто выразить протест правительствам, которые попустительствуют подобным нарушениям, соучаствуют в них или не борются с ними;
  • предупреждать подобные практики;
  • привлекать к судебной ответственности тех, кто виновен в санкционировании пыток и других видов жестокого обращения;
  • обеспечить, чтобы информация, выбитая с помощью пыток или других видов жестокого обращения, не могла использоваться в судебных процессах в качестве доказательства, за исключением случаев, когда она служит доказательством вины лица, совершившего это нарушение.

#За справедливость в борьбе с терроризмом #пытки и жестокое обращение