США: Верховному Cуду следует призвать правительство к ответу за удержание под стражей узников Гуантанамо

AMNESTY INTERNATIONAL

Заявление

Индекс AI: AMR 51/188/2007 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 233

4 декабря 2007 года

Завтра Верховный Суд США заслушает прения сторон по делу узников Гуантанамо. Суд рассмотрит вопрос о том, являются ли правомерными основания, на которых закон «О военных комиссиях» 2006 года лишил американские суды юрисдикции рассматривать прошения habeas corpus (прошения о личном присутствии в суде - прим. переводчика), поданные «лицами, сражавшимися на стороне противника», которых США удерживают под стражей.

Habeas corpus - одна из основополагающих процедур, гарантируемых в рамках международного права, согласно которой задержанные имеют право оспорить правомочность задержания и условия содержания под стражей в независимом и беспристрастном суде. Кроме того, данная процедура усиливает подотчётность государства, гарантируя независимую судебную проверку злоупотреблений со стороны исполнительной или законодательной власти.

В области защиты прав человека и верховенства закона наступил переломный момент. Вопрос, находящийся сейчас на рассмотрении Верховного Суда, безусловно, не ограничивается только защитой прав задержанных, но затрагивает самые основы подотчётности правительств.

В условиях отстранения американских судов от возможности осуществлять независимую проверку действий исполнительной власти, последние шесть лет отмечены бесчисленными нарушениями прав человека, начиная с тайных перебросок задержанных между странами, произвольных задержаний, жестокого обращения и заканчивая пытками и насильственными исчезновениями, которые относятся к разряду международных преступлений. Гуантанамо стал средоточием режима незаконных задержаний.

Процедуру habeas corpus нельзя рассматривать как простую формальность. Это - основная правовая гарантия от злоупотребления правительством данной ему властью. Восстановление этой правовой гарантии в полном объёме и для всех задержанных больше не терпит отлагательства.

Администрация США выбрала Гуантанамо-Бэй местом содержания под стражей лиц, задержанных в ходе «войны с терроризмом», зная, что в рамках действующей системы судопроизводства американские суды не смогут рассматривать прошения habeas corpus, которые подаются от имени иностранных граждан, задержанных за пределами США и удерживаемых на территории, являющейся частью Кубы. Прошло шесть лет, но незаконная практика задержаний, санкционированных органами исполнительной власти, которой теперь способствует и закон «О военных комиссиях», не претерпела никаких существенных изменений.

«Зона, свободная от прав человека», которую попытались создать США в Гуантанамо, требует всестороннего и тщательного судебного расследования, а также восстановления надлежащих норм отправления правосудия. Более мягкие меры не приемлемы в свете международных обязательств США.

Верховный Суд США в третий раз рассмотрит вопросы режима, действующего в Гуантанамо. Ранее Суд рассмотрел дело «Расул против Буша» в 2004 году и «Хамдан против Рамсфельда» в 2006 году. Невзирая на то, что Суд по многим пунктам признал действия правительства неправомочными, администрация истолковала постановления удобным для себя образом с тем, чтобы и далее избегать и всячески откладывать проведение судебного расследования в нарушение международно-признанных прав задержанных.

Как ожидается, Суд вынесет постановление по делу «Бумедин против Буша» в первой половине 2008 года. К тому времени наступит седьмой год существования лагеря Гуантанамо.

Краткая справка

В самом центре правового спора находится деятельность Трибунала по пересмотру статуса комбатантов (ТПСК), исполнительного органа, созданного администрацией США спустя два с половиной года после помещения первых задержанных в Гуантанамо. ТПСК призван определить, были ли узники «задержаны должным образом» в качестве «лиц, сражавшихся на стороне противника». В соответствии с регламентом ТПСК, при вынесении решения коллегия в составе трёх военных чинов принимает к рассмотрению любую информацию, в том числе сведения, полученные под пытками или в результате других видов жестокого обращения. Задержанный фактически оторван от внешнего мира, у него нет доступа к адвокату и засекреченной информации, которая используется против него. Возможности судебного надзора фактически сводятся только к обращению в федеральный Апелляционный суд и оценке решений ТПСК касательно «обоснованности задержания». Правительство заявляет о том, что такой регламент является адекватной заменой процедуры habeas corpus.

По мнению Amnesty International, в отсутствие надлежащих процессуальных норм все узники Гуантанамо считаются произвольно задержанными в нарушение норм международного права в области прав человека, применимого в любых условиях, в том числе в период действия чрезвычайного положения и военных действий, независимо от действующих определений. Задержанные имеют право оспорить правомочность своего задержания в независимом и беспристрастном суде, а также право на средства правовой защиты, будь то освобождение или рассмотрение своего дела в судебном порядке. Запоздалый, несправедливый и усечённый пересмотр дел административной инстанцией при ограниченном судебном надзоре не отвечают международным обязательствам США. Более того, спустя почти шесть лет с момента появления на базе Гуантанамо первых узников, по состоянию на сегодняшний день ни одно дело не было пересмотрено Апелляционным судом.

К основополагающим недостаткам ТПСК относится отсутствие независимости; отсутствие полномочий в применении средств правовой защиты; отказ задержанным в правовой помощи, в результате чего те лишены возможности эффективно оспаривать обвинения, выдвинутые против них правительством; использование информации, полученной незаконными методами, в том числе посредством пыток и других видов жестокого обращения; а также непрозрачность самой системы ТПСК, что позволяет скрывать причины неправомочных задержаний. Кроме того, схема рассмотрения дел иностранных граждан, принятая ТПСК, носит дискриминационный характер в нарушение норм международного права.

Деятельность ТПСК следует рассматривать в контексте непрекращающегося и неконтролируемого злоупотребления властью со стороны администрации США в рамках «войны с терроризмом». Подобное злоупотребление привело к нарушению прав целой категории задержанных - так называемых «лиц, сражавшихся на стороне противника». При этом такого статуса в международном праве нет, по крайней мере, с теми последствиями для задержанных, которые приписывают ему США.

Существуют свидетельства того, что деятельностью ТПСК манипулируют, обеспечивая исполнительной власти возможность уклонения от судебного надзора. Такие действия являются составной частью общей схемы злоупотребления и манипулирования со стороны администрации делами отдельных лиц, задержанных в рамках «войны с терроризмом». Причём наиболее очевидно такие злоупотребления проявляются в случае судебного вмешательства.

Подробнее см. документ «USA: No substitute for habeas corpus: six years without judicial review in Guantanamo», ноябрь 2007 года. Этот доклад составлен на основании сведений, представленных Верховному Суду США по инициативе Amnesty International и трёх других международных организаций, выступивших в качестве независимого консультанта в судебном процессе.

Организации, принявшие участие в составлении доклада, наравне с Amnesty International - Международная федерация прав человека, Институт прав человека Международной ассоциации юристов и Ассоциация международного права.

#Гуантанамо #новости #США