AMNESTY INTERNATIONAL
Заявление
Индекс МА: EUR 46/025/2007 (Для свободного распространения)
№ сообщения службы новостей: 115
20 июня 2007 года
Четырнадцатого июня четырёх военнослужащих отряда специального назначения Главного разведывательного управления (ГРУ) признали виновными в убийстве шести невооружённых жителей Чечни близ села Дай (Чеченская Республика) в январе 2002 года. Тем не менее, данный приговор - лишь один из немногих, вынесенных в связи с грубыми нарушениями прав человека, совершёнными в период второго чеченского конфликта, к числу которых относятся также военные преступления и преступления против человечности. Властям Российской Федерации надлежит решительно и эффективно расследовать тысячи других случаев проявления насилия, таких как внесудебные казни, пытки, включая изнасилования, насильственные исчезновения и неизбирательные убийства гражданских лиц, а также привлечь виновных к уголовной ответственности.
Согласно обвинению, 11-го января 2002 года в Чечне погибли шесть гражданских лиц, по машине которых военнослужащие отряда ГРУ открыли огонь без надлежащего предупреждения. Один из пассажиров, директор сельской школы Саид Алашканов, погиб от огнестрельного ранения на месте, двое из пяти пассажиров получили ранения. Капитан Эдуард Ульман, командир отряда спецназа, а также его подчинённые Александр Калаганский и Владимир Воеводин отконвоировали пятерых задержанных - завуча школы Абдул-Вахаба Сатабаева, лесника Шахаба Бахаева, водителя Хамзата Тубурова, беременную женщину, мать семерых детей Зайнап Джаватханову и Джамлайла Мусаева - к расположенному рядом зданию заброшенной фермы, где оказали первую помощь раненым. Однако майор Алексей Перелевский отдал капитану Ульману по радиосвязи приказ об уничтожении задержанных. Ульман далее приказал Калаганскому и Воеводину расстрелять задержанных граждан. Ульман также распорядился о том, чтобы тела убитых погрузили в машину и подожгли.
Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону признал капитана Эдуарда Ульмана, Александра Калаганского, Владимира Воеводина и майора Алексея Перелевского виновными в совершении убийства и «превышении служебных полномочий» и приговорил их к лишению свободы сроком от 9 до 14 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Ульмана, Воеводина и Перелевского также признали виновными в умышленном уничтожении имущества. Суд постановил выплатить компенсацию родственникам пострадавших.
Этот же суд в ходе предыдущих слушаний дважды признавал четырёх военнослужащих невиновными в убийстве шести гражданских лиц, несмотря на признание подсудимых. Защита всех четверых строилась на том, что они исполняли приказ, и два разных состава присяжных посчитали данный аргумент достаточным. И в том и в другом случае родственники убитых подали кассационную жалобу на оправдательные приговоры, которые были отменены Военной коллегией Верховного суда на основании нарушений норм процессуального права. В соответствии с решением Конституционного суда, принятого в апреле 2006 года, состав последнего третьего суда включал не присяжных, а трёх профессиональных судей. Конституционный суд постановил, что дело должно рассматриваться без участия присяжных, поскольку в Чечне пока отсутствует институт присяжных заседателей.
Майора Алексея Перелевского взяли под стражу в зале суда, тогда как трёх других обвиняемых судили в их отсутствие, поскольку они не являются на судебные слушания с апреля 2007 года. В данный момент их разыскивает милиция.
Amnesty International внимательно следила за ходом дела и провела кампанию за привлечение к уголовной ответственности виновных в убийстве шести гражданских лиц. Данный вердикт - лишь один из немногих среди уголовных дел и обвинительных приговоров, вынесенных в отношении российских военнослужащих, виновных в совершении грубых нарушений прав человека в ходе второго чеченского конфликта. Фактически во всех случаях власти оказались неспособны эффективно расследовать и привлечь к уголовной ответственности виновников серьёзных нарушений прав человека, в том числе военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых в период конфликта. Они также не обеспечили возмещение вреда пострадавшим.
Даже тогда, когда улики прямо указывают на то, что грубые нарушения прав человека совершены военнослужащими российских федеральных сил или сотрудниками чеченских силовых структур, прокуратура оказывается не в состоянии установить личность подозреваемых и возбудить в их отношении уголовное дело. Например, до сих пор не предъявлено обвинение генералу российских федеральных войск, отдавшему приказ «прикончить» Хаджи-Мурата Яндиева, задержанного федеральными силами близ города Грозного в феврале 2000 года, о чём документально свидетельствует видеозапись. Дальнейшая судьба Яндиева неизвестна. В деле «Базоркина против России» Европейский суд постановил, что российское правительство несёт ответственность за предполагаемую гибель Яндива, последовавшую за его официально не подтверждённым задержанием. Суд постановил, что Российской Федерацией были нарушены право на жизнь, запрет на бесчеловечное обращение, право на свободу и личную неприкосновенность, а также право на эффективное средство правовой защиты (статьи 2, 3, 5 и 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
#военные преступления #новости #Россия #Северный Кавказ #Чечня