Ромы: дискриминация начинается на этапе начального образования

AMNESTY INTERNATIONAL

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Индекс МА: EUR 05/004/2006 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 288

16 ноября 2006 г.

Дети не ходят в школу, потому что у них нет одежды, они даже не могут взять с собой бутерброд. Учитель из Тузлы (Босния и Герцеговина) Дома так тесно, что нельзя делать уроки. Учащийся-ром, посещающий начальную школу в Мацинеце (Хорватия) Детей-ромов не интересует физика или математика; но они могут заинтересоваться испанским, потому что смотрят много испаноязычных телесериалов. Учитель начальной школы из Доленжской области (Словения)

Крайняя бедность, дискриминация в школах и отсутствие школьной программы, по-настоящему рассчитанной на интеграцию и культурное многообразие, не позволяют детям ромов (цыган) в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Словении воспользоваться правом на образование. В новом докладе Amnesty International говорится о том, что детей-ромов исключают из системы начального образования в трёх названных странах, и что на сегодняшний день правительства этих государств не удовлетворяют их нужды.

«Барьеры, с которыми сталкиваются дети-ромы при получении образования, лишают их возможности по-настоящему реализовать свой потенциал. Кроме того, они способствуют дальнейшему отчуждению ромов от общества», - говорит Омер Фишер, исследователь Amnesty International в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Словении.

«Устранить факторы, препятствующие получению образования, есть прямая обязанность правительства».

Право на образование и свободу от дискриминации закреплены в нормах международного права в области прав человека, а также в конституциях трёх стран, о которых идёт речь в упомянутом докладе. Правительства этих трёх стран разработали специальные программы и планы действий, направленные на интеграцию ромов в систему образования. Вместе с тем, как правительственные, так и неправительственные организации признают, что образование детям-ромам доступно, в лучшем случае, лишь отчасти.

Учащимся-ромам иногда предоставляют бесплатное питание, учебники и проезд. Однако добраться до школы бывает невозможно, если она находится так далеко, что до неё не дойти пешком; у учеников нет тёплой одежды для суровой зимы. Зачастую дети не могут готовиться к занятиям или выполнять домашнее задание, поскольку живут в холодных, перенаселённых домах. Ромы, живущие в Словении, рассказали Amnesty International: «Некоторые из нас живут в лачугах. Как же дети при этом могут хорошо учиться в школе?».

В ряде случаев дети-ромы сталкиваются с дискриминацией со стороны учителей. Иногда их объединяют в группы или классы, состоящие только из ромов, и обучают по сокращённой программе. Зачастую объяснения плохой посещаемости и успеваемости основаны на негативных стереотипах об «укладе жизни» ромов и отношении к образованию. Учителя начальной школы из города Мацинец (Хорватия) в документах, представленных в суд, объяснили своё решение о сегрегации детей-ромов следующими доводами: «Родители ромов нередко являются алкоголиками, а их дети проявляют склонность к воровству. Они ругаются и дерутся, а как только учитель отвернётся, начинают пропадать вещи. Как правило, это мелочи и бесполезные предметы, им главное - украсть».

В целом, учителя, дети-ромы и их родители признают тот факт, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети-ромы в начальной школе, вызваны языковым барьером. Многие дети лишь отчасти владеют либо вообще не владеют языком, на котором говорит большинство населения. В настоящее время языки ромов почти не представлены в школах этих трёх стран в отличие от языков иных меньшинств. Другие меры, которые могли бы способствовать преодолению языкового барьера, не были реализованы в систематическом и всеобъемлющем порядке. Например, такие как улучшение возможностей дошкольного образования для детей-ромов, а также привлечение хорошо подготовленных помощников учителей из числа ромов. История и культура ромов в целом систематически не представлены в программах школ Боснии и Герцеговины, Хорватии и Словении.

«Подход властей Боснии и Герцеговины, Хорватии и Словении к образованию детей-ромов должен основываться на их интеграции в школьную систему, которая адаптирована к их потребностям и культуре», - считает Омер Фишер.

Amnesty International призывает предпринять неотложные действия по борьбе с дискриминацией в отношении ромов в школах, и гарантировать, что детей не станут помещать в отдельные группы или классы на том лишь основании, что они - ромы. Для этого следует наблюдать за составом классов и при необходимости - за действиями учителей, работающих с ромами, а также провести подготовку учителей начальной школы с целью ликвидации негативных стереотипов и предрассудков.

Устранение барьеров, препятствующих получению образования, которые возникают из-за крайней нищеты, а также интеграция языка и культуры ромов в школьную систему, являются составляющими долгосрочного процесса, целью которого должна быть полная интеграция детей-ромов в систему начального образования.

«Дети-ромы, так же как и другие дети, имеют право на образование, которое позволит им занять своё место в обществе и участвовать в его жизни в той стране, где они живут», - говорит Омер Фишер.

«На совести правительств - преодоление порочного круга неграмотности, нищеты и отчуждения, а также интеграция самых уязвимых слоёв населения».

#дискриминация #новости #образование #ромы