Российская Федерация, Чечня: Совет Европы должен принять меры, чтобы добиться реального изменения ситуации в области прав человека

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»

БРИФИНГ ДЛЯ СМИ

Индекс МА: EUR 46/002/2006 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 019

20 января 2006 г.

Ситуация в области прав человека в Чеченской Республике станет предметом пристального изучения на январской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Парламентарии 46 государств-членов Совета Европы обсудят доклад Комитета по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ. В докладе говорится, что «грубым нарушениям прав человека в Чечне нет конца», а также содержится призыв к Комитету министров «взять на себя обязанности перед лицом одной из самых серьёзных проблем в области прав человека в любом из государств-членов Совета Европы».

«Международная Амнистия» приветствует тот факт, что ПАСЕ продолжает привлекать внимание к тяжёлому положению в области прав человека на Северном Кавказе и представлять рекомендации как Российской Федерации, так и органам и механизмам Совета Европы, направленные на улучшение ситуации. Организация также отмечает инициативы ПАСЕ по развитию диалога с целью добиться долговременного разрешения конфликта. В Чечне и других северокавказских республиках Российской Федерации происходят «исчезновения» и похищения, пытки, а также произвольные задержания и содержание под стражей без права переписки и сообщения как в официально не признанных, так и в официальных местах содержания под стражей. Безнаказанность остаётся нормой, поскольку лишь очень немногие нарушители прав человека установлены и отданы под суд.

Столь тяжёлое положение в области прав человека требует незамедлительных действий со стороны российских властей. Они должны принять безотлагательные меры к прекращению нарушений прав человека и обратиться к устранению системных и политических препятствий, не позволяющих преследовать ответственных за подобные нарушения в судебном порядке. Российским властям надлежит в полной мере выполнить решения Европейского суда по правам человека, касающиеся ситуации в Чечне, не только с тем, чтобы обеспечить полное возмещение ущерба пострадавшим, но и предотвратить нарушения прав человека в будущем.

Кроме того, прежде чем Россия примет руководство Комитетом министров Совета Европы в мае 2006 года, российским властям следует на самом высоком уровне сделать всё необходимое, чтобы продемонстрировать искреннее участие и сотрудничество с органами и механизмами Совета Европы. Для этого необходимо выполнить рекомендации всех органов и механизмов Совета Европы, в том числе Парламентской ассамблеи, Комиссара по правам человека, Венецианской комиссии, Европейской комиссии против расизма и нетерпимости и Комитета по предупреждению пыток (КПП), а также безотлагательно санкционировать публикацию всех отчётов по итогам визитов экспертов КПП в Российскую Федерацию, в том числе в Северо-Кавказский регион. Наконец, России следует предпринять конкретные шаги по выполнению всех несдержанных обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы почти десять лет назад.

«Международная Амнистия» призывает Совет Европы обеспечить дальнейшие действия и эффективную помощь российским властям в выполнении обязательств в области прав человека. Проблема Северного Кавказа должна оставаться приоритетной для различных органов и механизмов Совета Европы, им надлежит оказывать необходимое давление на российские власти с тем, чтобы добиться полного выполнения всех обязательств России как государства-члена Совета Европы.

Среди прочего, Генеральному секретарю Совета Европы следует обеспечить, чтобы его учреждение регулярно отслеживало ситуацию в области прав человека в Чечне и отчитывалось о ней в Комитете министров Совета Европы, проследив при этом, чтобы эти отчёты предавались огласке.

Комитет министров Совета Европы должен продолжать на регулярной основе обсуждать ситуацию в области прав человека в Чечне и оказывать необходимое давление на российские власти с тем, чтобы добиться выполнения рекомендаций органов и механизмов Совета Европы, а также принятия действенных мер частного и общего характера по выполнению всех решений Европейского суда по правам человека, в частности, касательно нарушений прав человека, совершённых в ходе вооружённого конфликта в Чечне.

Кроме того, Совету Европы надлежит продолжать сотрудничество с соответствующими структурами российского правительства. В частности, Совету Европы следует поддержать российские федеральные и чеченские власти в реализации практических мер по решению проблемы без вести пропавших и «исчезнувших» в Чечне, особенно посредством внедрения эффективных систем опознания и регистрации найденных тел, а также совершенствования судебно-медицинских учреждений в Чечне.

Более того, Совет Европы должен продолжать работать с российскими властями, делая всё необходимое для внесения ими поправок в законодательство, регулирующее деятельность организаций гражданского общества, с тем, чтобы привести его в полное соответствие со стандартами Совета Европы. Независимые организации гражданского общества играют решающую роль в наблюдении и донесении до сведения общественности ситуации в области прав человека на Северном Кавказе, и их неоценимая работа требует поддержки.

Краткая справка

Непрекращающиеся нарушения прав человека в Чечне

В Чечне и сопредельных республиках Северного Кавказа не прекращаются нарушения прав человека, в том числе «исчезновения» и похищения, пытки, произвольные задержания и содержание под стражей без права переписки и сообщения как в официально не признанных, так и в официальных местах содержания под стражей. Такие нарушения преимущественно остаются безнаказанными, поскольку личности виновных устанавливаются лишь в очень редких случаях, и они почти не привлекаются к судебной ответственности. Тогда как официальные данные колеблются, совсем недавно, в декабре 2005 года, Уполномоченный по правам человека в Чеченской республике Лема Хасуев заявил, что ему известно о 2096 случаях насильственных «исчезновений», совершённых неустановленными сотрудниками силовых структур в Чечнеi. Вместе с тем, «Международной Амнистии» известно лишь об одном случае вынесения обвинительного приговора в связи с «исчезновением» в Чечне: в марте 2005 года Сергей Лапин был осуждён за применение пыток к Зелимхану Мурдалову, который впоследствии «исчез».

Сообщалось, например, что сентябре 2005 года сотрудники чеченских силовых структур произвольно задержали и пытали нескольких жителей чеченского села Новые Атаги, и один человек, как сообщалось, «исчез». По имеющимся данным, с 12 по 14 сентября в село по ночам приезжали многочисленные группы вооружённых людей в камуфляжной форме, которые задержали десятерых мужчин. По словам родственников, вооружённые люди не предъявляли ордеров на арест или удостоверений личности, указывающих на их принадлежность к какой-либо официальной структуре.

Начиная с 15-го сентября жители Новых Атагов в течение нескольких дней блокировали федеральную трассу «Кавказ», требуя сообщить, куда увезли задержанных, и освободить их. За это время некоторых задержанных мужчин отпустили. Как утверждается, некоторых из них жестоко избили, пока они находились под стражей, однако они не решились обратиться в больницу в Чечне, а отправились за медицинской помощью в соседние республики Северного Кавказа. Пикет продолжался несколько дней, пока не выяснилось, что четверо оставшихся мужчин содержатся под стражей в изоляторе временного содержания (ИВС) Шалинского райотдела милиции в связи с убийством милиционера. Одного из этих четверых, 21-летнего Руслана Халаева, задержали в 3 часа ночи 14-го сентября. Как сообщалось, к Халаеву применяли пытки, в том числе избивали дубинками, обливали водой и пытали электрическим током до тех пор, пока он не согласился подписать «признание» вины. Однако местонахождение пятого задержанного во время спецоперации, Ислама Бакалова, не установлено, и есть опасения, что он «исчез».

Согласно Генеральной прокуратуре, предварительное следствие установило, что неизвестные сотрудники второго особого полка Министерства внутренних дел Чеченской республики «захватили» семерых мужчин в селе Новые Атаги, включая Ислама Бакалова, «незаконно и в нарушение процедур».

По данным неправительственной организации «Общество российско-чеченской дружбы» (ОРЧД), в 2006 году на сегодняшний день в различных районах Чечни «исчезли» или похищены не менее трёх человек. ОРЧД также сообщало, что практика проведения задержаний сотрудниками силовых структур в масках и без предъявления документов продолжается.

Продолжают поступать сообщения о целенаправленных убийствах мирных жителей чеченскими группировками вооружённой оппозиции. Например, правозащитный центр «Мемориал» в декабре 2005 года сообщил, что группировка вооружённой оппозиции выследила и убила трёх гражданских лиц в селе Автуры Шалинского района, предположительно, в отместку за то, что они посчитали «сотрудничеством» с российскими федеральными властями. Подобные действия являются прямым нарушением норм международного гуманитарного права.

Ситуация в области прав человека в других республиках Северного Кавказа

Насилие и волнения происходят и в других республиках Северного Кавказа, и их всё чаще сопровождают сообщения о нарушениях прав человека, в том числе о произвольных задержаниях, пытках, «исчезновениях» и похищениях.

«Международная Амнистия» продолжает получать сообщения о людях, задержанных в Ингушетии и переправленных в соседние республики как, например, в Северную Осетию, где они подвергались пыткам. К примеру, по полученным организацией сообщениям, утром 30-го ноября 2005 года в городе Назрани (Ингушетия) сотрудники российских федеральных правоохранительных органов задержали Руслана Цечоева, Муслима Цечоева, Магомеда Цечоева и Юсупа Хашиева и доставили их в районное управление по борьбе с организованной преступностью (РУБОП) в городе Владикавказе. Там в ходе допросов их, как утверждалось, избивали и пытали электрическим током. Как сообщалось, Муслима Цечоева, Магомеда Цечоева и Юсупа Хашиева освободили поздно тем же вечером, заставив дать расписку, что они не имеют претензий к обращению с ними со стороны сотрудников правоохранительных органов, а также подписать протокол допроса, который у них не было возможности прочитатьii. Сообщалось, что после освобождения они обратились с жалобой в прокуратуру по поводу задержания и применения к ним пыток, и что они прошли медицинское освидетельствование, подтвердившее их показания о применении пыток.

Руслану Цечоеву предъявлено обвинение в «бандитизме», и он по-прежнему находится под стражей в городе Владикавказе. В заявлении, направленном из мест содержания под стражей, Руслан Цечоев сообщил, что в время пребывания в РУБОП Владикавказа его неоднократно пытали, в том числе в присутствии адвоката: его избивали дубинками, били книгой по голове, пытали электрическим током, а также грозили убить, если он откажется дать показания и предоставить информацию. Цечоев заявил, что лишился слуха и опасался, что ему отбили почки, однако в медицинской помощи ему отказывают. (Адвокат, нанятый ему родственниками, подал жалобу в связи с предполагаемым применением пыток).

Насилие и волнения распространились и в Кабардино-Балкарскую Республику. Тринадцатого октября 2005 года группа вооружённых лиц численностью до 300 человек совершила нападения на правительственные учреждения в столице Кабардино-Балкарии городе Нальчике и прилегающих районах, в том числе на здание Федеральной службы безопасности (ФСБ), отделения милиции, аэропорт и телецентр. Сообщалось, что не менее двух гражданских лиц при этом взяты в заложники. В результате последовавшей перестрелки между сотрудниками правоохранительных органов и нападавшими, по поступившим данным, погибли более 100 человек, в том числе не менее 12 гражданских лиц, и многие получили ранения. Сообщалось, что нападение стало ответной реакцией на преследования, происходившие в регионе в течение многих месяцев, в отношении практикующих ислам, в том числе на произвольные задержания и пытки со стороны сотрудников органов правопорядка, а также на повсеместное закрытие мечетей. После нападения сотрудники правоохранительных органов задержали десятки людей, поступали сообщения о применении пыток ко многим задержанным, в том числе к бывшему узнику тюрьмы Гуантанамо-Бэй на Кубе Расулу Кудаеву. Следователь управления Генеральной прокуратуры по Южному федеральному округу, ведущий это дело, временно отстранил адвоката Кудаева от дела после того, как она подала официальную жалобу по поводу пыток и жестокого обращения с Кудаевым со стороны правоохранительных органов во время пребывания под стражей в Нальчике (см. индекс МА: EUR 46/041/2005 и индекс МА: EUR 46/061/2005).

Неопределённое положение вынужденных переселенцев в Ингушетии и Чечне

В Ингушетии условия проживания в лагерях для вынужденных переселенцев из Чечни остаются в целом стеснёнными и непригодными для жизни. Особенно тяжелы условия жизни в лагере, расположенном на территории бывшей молочной фермы. Однако во время визита «Международной Амнистии» в лагеря в сентябре 2005 года люди, живущие в подобных условиях, на встрече с делегатами организации заявили, что боятся возвращаться с семьями в Чечню, пока там продолжается насилие и злоупотребления и пока у них нет возможности восстановить разрушенные дома.

По информации, которой располагает «Международная Амнистия», в центрах временного размещения в Грозном, где проживают перемещённые в результате конфликта люди, в том числе вернувшиеся в Чечню после закрытия палаточных лагерей в Ингушетии в 2004 году, условия проживания неудовлетворительные и небезопасные для жизни. Люди там живут в тесноте, без горячей и холодной воды и, как сообщалось, у них постоянно проверяют документы, их преследуют, запугивают и задерживают сотрудники чеченских силовых структур.

Гражданское общество

Проведению независимой проверки фактов нарушений прав человека нередко серьёзно мешала ситуация в области безопасности на Северном Кавказе, в особенности в Чечне, а также действия российских властей, препятствовавших доступу в регион международных наблюдателей за соблюдением прав человека, а также российских и иностранных журналистов, стремящихся работать в Чечне. В подобных обстоятельствах особую важность приобретает работа местных независимых организаций гражданского общества, отслеживающих ситуацию в области прав человека и доводящих до сведения общественности результаты своих наблюдений. Эти организации часто оказывают юридическую помощь лицам, пострадавшим в результате нарушений прав человека, и их родственникам, а также гуманитарную помощь пострадавшим в результате конфликта. Тем не менее, вместо создания благоприятных условий для работы подобных организаций, в некоторых случаях российские власти, по-видимому, занимаются их преследованием.

Например, «Международная Амнистия» выражала озабоченность по поводу видимой кампании гонений и преследований, направленной против членов «Общества российско-чеченской дружбы» (ОРЧД) и проводящейся, как сообщалось, в ответ деятельность организации в области прав человека. ОРЧД - неправительственная организация, отслеживающая нарушения прав человека в Чечне и других регионах Северного Кавказа и оказывающая гуманитарную помощь пострадавшим в результате конфликта на Северном Кавказе, например, организуя для детей из зоны конфликта медицинскую помощь и поездки на каникулы в другие регионы России. Исполнительный директор ОРЧД Станислав Дмитриевский преследуется по суду по обвинению в «возбуждении расовой вражды» за публикацию обращений чеченских сепаратистов с призывом к мирному разрешению конфликта. Многие считают преследование Дмитриевского реакцией на правозащитную деятельность организации. «Международная Амнистия» обеспокоена тем, что уголовное преследование в отношении Дмитриевского нарушает его право на свободу слова, а также, по всей видимости, является частью кампании административных преследований с целью закрытия ОРЧД.

«Международная Амнистия» также опасается, что недавно принятый закон о неправительственных организациях затруднит условия работы независимых наблюдателей за соблюдением прав человека, в особенности тех, которые занимаются наиболее щекотливыми проблемами, например, нарушениями прав человека на Северном Кавказе. Несмотря на то, что под влиянием протестов российской и международной общественности в закон внесены поправки, он по-прежнему содержит ограничительные и расплывчато сформулированные положения, которые вызывают серьёзную обеспокоенность относительно свободы объединений в России. Например, власти могут отказать общественной организации в регистрации, если её название «оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан». Они также приобретают неограниченные полномочия при направлении своих представителей на любые «мероприятия», проводимые российской или иностранной организацией гражданского общества, при этом им не обязательно иметь разумные основания полагать, что там может нарушаться российское законодательство. Власти также получают беспрецедентные полномочия по проверке источников финансирования, а также запланированного и фактического расходования денежных средств.

#новости #Россия #Северный Кавказ #Совет Европы #Чечня