Великобритания: ЦРУ использовало британские аэродромы при переправке задержанных

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Индекс МА: EUR 45/059/2005 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 250

15 декабря 2005 г.

«Международная Амнистия» опубликовала подробности о рейсах ЦРУ, использовавших британские аэродромы для дозаправки самолётов лишь несколько часов спустя после транспортировки на них задержанных в страны, где последним могут угрожать пытки.

Эта информация касается рейсов, два из которых были совершены в конце 2001 года и один - в начале 2002 года. Перевозившие задержанных в Иорданию и Египет самолёты сразу после этого приземлились в аэропорту Прествик города Глазго, чтобы заправиться горючим перед возвращением в Соединенные Штаты Америки.

Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро заявил в понедельник, 13-го декабря, что с момента вступления Джорда Буша на пост Президента США в январе 2001 года британское правительство не обнаруживало никаких данных о запросе от Соединенных Штатов «на пролёт над территорией Великобритании, на дозаправку или просьбы об ином содействии в том, что вы называете переправкой задержанных… Мы также не получали информацию каким-либо иным способом ни о каких подобных случаях».

«Британское правительство не может так легко дистанцироваться от политики, основанной на похищениях и незаконных транспортировках. В 2002 году агенты британских служб были замешаны в переправке двух постоянно проживающих в Великобритании людей из Гамбии через Афганистан на базу в Гуантанамо. Международное право запрещает Великобритании или любому иному государству оказывать США подобную помощь и содействие - независимо от того, были ли люди переданы в третьи страны, где по отношению к ним применялись пытки, или же были схвачены в других странах и в нарушение их прав были направлены в Гуантанамо», - заявил Клаудио Кордоне, Старший директор отдела региональных программ «Международной Амнистии».

Информация, которой располагает «Международная Амнистия», касается реактивного самолета «Gulfstream V» (в то время носившем бортовой номер N379P), который с 2001 по 2005 год совершил по крайней мере 78 промежуточных посадок в британских аэропортах, возвращаясь или направляясь в такие пункты назначения как Баку, Дубаи, Кипр, Карачи, Катар, Эр-Рияд, Ташкент и Варшава.

Полетные записи указывают на то, что три из этих 78-ми рейсов непосредственно связаны с известными случаями переправки задержанных:

23 октября 2001 года свидетели видели, как группа людей в масках доставила Джамила Касима Саида Мохаммеда на борт «Gulfstream V», судно с бортовым номером N379P. Самолет доставил Джамила Касима Саида Мохаммеда в Иорданию. На следующий день указанный «Gulfstream» прибыл в аэропорт Прествик города Глазго на дозаправку, и затем вернулся в международный аэропорт Даллес города Вашингтон (округ Колумбия). «Международная Амнистия» неоднократно запрашивала у американских властей информацию о настоящем местонахождении и правовом статусе Джамила Касима Саида Мохаммеда, но так и не получила ответа.

Согласно расследованию, проведённому уполномоченными по правам человека парламента Швеции, 18-19 декабря 2001 года «Gulfstream V» доставил Ахмеда Агиза и Мохаммеда аль-Зари из Швеции в Каир. Данные, которыми располагает «Международная Амнистия», показывают, что этот самолет произвёл несколько рейсов между Каиром и Прествиком в начале декабря, и сел для дозаправки в Прествике после доставки двух указанных задержанных в Каир - где они, согласно полученным сообщениям, подверглись пыткам. В марте 2005 года Верховный уполномоченный по правам человека парламента Швеции, изучив роль шведского правительства в тайной перевозке этих двух задержанных в Египет, пришёл к выводу, что «официальные службы безопасности Швеции утратили контроль над ситуацией в аэропорту и во время транспортировки задержанных в Египет. Распоряжения отдавали сотрудники спецслужб США… Подобный полный отказ органов власти от собственных официальных полномочий на территории Швеции явно противоречит шведскому законодательству».

Мохаммада Саада Икбаля Мадни из Джакарты в Каир. Данные, которыми располагает «Международная Амнистия», подтверждают предшествующие сообщения средств массовой информации о том, что после вылета из Каира самолет направился в Прествик для дозаправки. Впоследствии Икбаль Мадни был вновь передан под стражу представителям США и в настоящее время содержится на базе Гуантанамо на Кубе. У него нет адвоката, а от других узников в прошлом месяце стало известно, что Икбаль Мадни находится в тяжёлом состоянии и «существует угроза, что он может лишиться рассудка».

«Великобритания позволила этим самолетам совершить посадку, дозаправку горючим и взлет на своей территории. Вместо того, чтобы уклоняться от своих обязанностей, правительство Великобритании должно начать незамедлительное, тщательное и независимое расследование в связи с поступлением всё большего числа свидетельств о том, что территория Великобритании использовалась с целью содействия незаконной авиатранспортировке задержанных в страны, где им могут угрожать насильственное «исчезновение», пытки или иное жестокое обращение», - сказал Клаудио Кордоне.

Вплоть до завершения подобного расследования Великобритания должна гарантировать, что ее территория, сооружения и оборудование не используются для содействия осуществлению рейсов, производящих переправку задержанных. «Международная Амнистия» также призывает Великобританию оказывать всемерное содействие расследованию сообщений о тайных тюрьмах, которое предстоит провести Европейскому парламенту и Парламентской ассамблее Совета Европы, а также предоставить в ответ на просьбу Генерального секретаря Совета Европы полную информацию о внутригосударственных правовых нормах и существующей практике, касающихся тайных рейсов по транспортировке задержанных.

#За справедливость в борьбе с терроризмом #новости #произвольные задержания #пытки и жестокое обращение #расследование преступлений #Соединённое Королевство #ЦРУ