Брифинг Международной Амнистии: проект закона Великобритании О борьбе с терроризмом, 2005 год

AMNESTY INTERNATIONAL

Индекс МА: EUR 45/038/2005

1 октября 2005 года

Определение «терроризма»

В «Законе о борьбе с терроризмом» от 2000 года впервые появилось нормативное определение «терроризма». На базе этого определения также вводились многочисленные положения касательно таких же или подобных преступлений. Данное определение уже более 30 лет закреплено в т.н. «временном» чрезвычайном законодательстве Великобритании.

«Международная Амнистия», как и многие другие организации, выражала обеспокоенность в связи со слишком широкой и неопределенной формулировкой «терроризма», когда законопроект обсуждался в британском парламенте в 2000 году. Организация не перестаёт говорить об этом с момента вступления закона в силу (с 2000 года).

В частности, «Международная Амнистия» до сих пор обеспокоена тем, что под принятое определение подпадают не только сами действия, но и угроза совершения таких действий как тяжкое насилие над личностью, причинение ущерба частной собственности в крупных размерах, а также вмешательство в работу или нарушение деятельности электронных систем. Далее, определение мотивов, на основании которых действия или угрозы таковых признаются терроризмом (т.е. действиями, преследующими «политическую, религиозную или идеологическую цель») также является слишком расплывчатым и открытым для вольного толкования. Формулировка носит неточный характер и может быть использована для преследования сторонников тех или иных общественных или политических движений, например, сторонников ядерного разоружения. Расплывчатость определения вызывает беспокойство, поскольку решение о том, возбуждать или не возбуждать уголовное дело по факту подобных преступлений, будет приниматься под влиянием политических пристрастий и предубеждений.

«Международная Амнистия» не устаёт повторять, что это определение терроризма - и любого другого преступления, которое выводится из данного - может идти вразрез с принципом законности и однозначности юридических формулировок в силу того, что это определение слишком широкое и недостаточно чёткое, и потому не отвечает требованиям ясности и чёткости, принятым в уголовном праве. В этой связи «Международная Амнистия» обеспокоена тем, что действия, которые по «Закону о терроризме» 2000 года могут вменяться в вину, в рамках международного права и стандартов в области прав человека могут не составлять «признанного уголовно-наказуемого преступления». В результате возникает риск, что людей начнут преследовать за мирную реализацию своих законных прав, закрепленных в документах международного права. Другая опасность состоит в том, что действия криминального характера, не являющиеся террористическими, могут быть названы таковыми.

В свете того, что определение «терроризма» в «Законе о терроризме» от 2000 г. дано недостаточно чётко, и что в различных мерах по борьбе с терроризмом стандарты справедливого судопроизводства не учитываются в должной мере, «Международная Амнистия» по-прежнему обеспокоена тем, что при использовании такого определения терроризма любой случай ареста или задержания, обвинения или судебного разбирательства может обернуться несправедливостью, что нанесёт дальнейший ущерб правам человека и принципу верховенства закона в Великобритании.

Кроме того, «Международная Амнистия» считает, что различные антитеррористические меры - как уже существующие, так и предлагаемые - могут нарушать право на свободу от дискриминации, право на равенство перед законом и право на равную защиту без какой-либо дискриминации. Эти права закреплены, в том числе, в Статьях 2(1) и 26 Международного пакта о гражданских и политическим правах (МПГПП), а также в Статьях 1 и 14 Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека (ЕКПС). «Международная Амнистия» признает, что не всякое дифференцированное отношение равносильно дискриминации, которая запрещена законом. Это отмечает и Комитет ООН по правам человека (КПЧ), когда говорит, что «не всякое неодинаковое отношение представляет собой дискриминацию». КПЧ разъясняет, что неодинаковое отношение не запрещено, «если критерии различения разумны и объективны, и если это делается ради достижения легитимной, с точки зрения Пакта, цели».

Однако введение вышеупомянутых антитеррористических мер, по сути, привело к появлению особого режима отправления уголовного правосудия в отношении лиц, якобы подозреваемых в причастности к терроризму. Этот особый режим не только не является разумным и объективным, но и не направлен на достижение законной цели. Подозреваемые в терроризме лишены ряда гарантий, которые полагаются им согласно обычному уголовному праву. «Международная Амнистия» считает, что любое отклонение от обычного порядка и процедур, признающих и гарантирующих права подозреваемых, в рамках мероприятиях, способных привести к лишению человека свободы, необоснованно и, следовательно, незаконно, даже если это отклонение оправдано соображениями практичности и эффективности.

Кроме того, организация обращает внимание, что большинство государств по отдельности и международное сообщество в целом признали, что даже люди, подозреваемые в самых отвратительных преступлениях - геноциде, военных преступлениях и других преступлениях против человечности - обладают фундаментальным и неотъемлемым правом на точное соблюдение судом предписанных законом процедур. Этого требует сущность и тяжесть преступлений, в совершении которых они обвиняются, и суровость наказания, которое может назначить суд в случае признания их виновными.

#За справедливость в борьбе с терроризмом #новости #Соединённое Королевство