Российская Федерация: Совет Европы должен продолжать изучение ситуации в области прав человека в стране

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»

ЗАЯВЛЕНИЕ

Индекс МА: EUR 46/025/2005 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 170

22 июня 2005 г.

«Международная Амнистия» приветствует обсуждение ситуации в области прав человека в России, которое проходит сегодня на Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Организация призывает ПАСЕ воспользоваться этой возможностью, чтобы продвинуть уважение к правам человека в России в дальнейшем.

В центре сегодняшних дебатов - отчёт мониторингового комитета ПАСЕ о ходе выполнения Россией обязательств, которые она взяла на себя, присоединившись в 1997 году к Совету Европы. Россия успешно выполнила некоторые обязательства, в частности, были ратифицированы ключевые инструменты в области прав человека, принят новый уголовно-процессуальный кодекс, а управление исполнением наказаний (УИН) было выведено из ведома Министерства внутренних дел и передано Министерству юстиции. Однако ситуация в области прав человека в других сферах, в частности, в зоне непрекращающегося вооруженного конфликта в Чеченской Республике, остается печальной.

Это означает, что международному сообществу следует продолжать уделять приоритетное внимание ситуации в Российской Федерации, а Совету Европу необходимо и дальше играть основную роль в мониторинге ситуации в области прав человека в стране, в том числе в Чечне. Помимо этого, необходимо стимулировать сотрудничество между правозащитными органами Совета Европы и соответствующими официальными учреждениями в Российской Федерации.

В частности, «Международная Амнистия» призвала Генерального секретаря Совета Европы дать гарантии того, что его канцелярия будет продолжать вести постоянное наблюдение и представлять Комитету министров Совета Европы доклады о текущей ситуации в области прав человека в Чечне, и обеспечить открытую публикацию этих материалов.

Кроме того, «Международная Амнистия» призывает ПАСЕ продолжить мониторинг ситуации в области прав человека в Чеченской Республике и прилегающих территориях, оглашать результаты такого мониторинга и в надлежащих случаях осуждать грубое нарушение международных норм в области прав человека и гуманитарного права, и предпринимать действия в поддержку мер по противодействию подобному нарушению

«Международная Амнистия» продолжает настоятельно призывать российские власти выполнить рекомендации всех органов Совета Европы, в том числе Парламентской Ассамблеи, Комиссара по правам человека, Европейской комиссии «Демократия через закон», Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью и Комитета по предупреждению пыток (КПП), а также безотлагательно санкционировать публикацию отчетов по всем визитам экспертов КПП в Российскую Федерацию, в том числе в Северо-Кавказский регион.

Краткая справка

Со времени вступления в Совет Европы около восьми лет назад, Россия предприняла ряд значительных шагов по улучшению ситуации в области прав человека. К их числу относится ратификация ключевых инструментов в области прав человека, например, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

На уровне действующего национального законодательства, в соответствии с обязательствами перед Советом Европы, в России был принят новый уголовно-процессуальный кодекс, а управление тюрьмами было передано в ведение Министерства юстиции.

Однако многое еще остаётся сделать.

Россия пока не отменила смертную казнь де-юре и не ратифицировала Протокол №16 к ЕКПЧ, предусматривающий отмену смертной казни в мирное время, несмотря на то, что взяла на себя обязательства подписать этот протокол в течение года и ратифицировать его в течение трёх лет после вступления в Совет Европы в 1997 году. Россия до сих пор не завершила реформу прокуратуры в соответствии со стандартами Совета Европы. Только в мае 2005 года министр юстиции объявил о том, что предпринимаются шаги для передачи мест предварительного заключения, в настоящее время находящихся под юрисдикцией Федеральной службы безопасности (ФСБ), в ведение Министерства юстиции. Россия обязалась лишить ФСБ права иметь и управлять следственными изоляторами в 1997 году. Порядок регистрации по месту пребывания носит ограничительный характер и по-прежнему нарушает статью Конституции РФ о свободе передвижения внутри страны, а также противоречит обязательству России перед Советом Европы обеспечить осуществление гражданами этого права в полном объёме. И хотя в стране был принят закон об альтернативной военной службе, он, по сути, носит карательный, дискриминационный характер по отношению к тем юношам, которые хотят воспользоваться своим правом на отказ от воинской службы путём несения подлинно гражданской альтернативной службы.

В 1997 году Российская Федерация обязалась привлечь к ответственности виновных в нарушениях прав человека, в частности в связи с событиями в Чечне. Однако с тех пор в этом регионе не только начался второй вооруженный конфликт, отмеченный серьезными нарушениями с обеих сторон, но и, фактически, не проводилось результативных расследований массовых нарушений прав человека. К их числу относятся внесудебные казни, «исчезновения», пытки, включая изнасилование, и факты жестокого обращения со стороны представителей российских и чеченских силовых структур, а также неизбирательные нападения на мирных жителей. Российские и чеченские официальные лица всё чаще признают, что «исчезновения» и убийства имеют место. Например, по сообщению «Интерфакса» от 15 июня 2005 года, Нурди Нухажиев, глава комитета Чеченского правительства по защите конституционных прав граждан, признал наличие в Чечне 52 массовых захоронений. Тем не менее, подобные признания официальных лиц пока ещё не выливаются в эффективные расследования фактов и преследование в уголовном порядке подозреваемых в причастности к таким преступлениям.

Кроме того, многие граждане, которые осмелились потребовать судебного удовлетворения обид, нанесённых им или их близким, и воспользовались доступными им средствами на местном, государственном или международном уровне, столкнулись с репрессиями. «Международная Амнистия» зафиксировала в Северо-Кавказском регионе несколько случаев, когда лиц, обратившихся в Европейский суд по правам человека, или их родственников, «наказывали» за подобную смелость. Репрессии могли обернуться, в том числе, убийством или «исчезновением».

Среди других характерных для Российской Федерации проблем, вызывающих обеспокоенность «Международной Амнистии», по-прежнему фигурируют массовые аресты, факты произвольного задержания, пытки и жестокое обращение в местах временного содержания и лишения свободы, а также безнаказанностьбезнаказанность за убийства и нападения на представителей этнических и национальных меньшинств, а также иностранцев.

#новости #Россия #Совет Европы