Беларусь остаётся последним государством в Европе и Центральной Азии, где продолжает применяться смертная казнь. При этом в 2018 году число приведённых в исполнение смертных приговоров выросло — с двух в 2017-м до четырёх. Также в минувшем году были вынесены два новых смертных приговора (годом ранее — четыре).
Есть основания полагать, что первые казни в 2018 году в Беларуси состоялись в мае — тогда могли быть казнены двое заключённых. В ходе слушаний своего дела в Верховном суде приговорённый к смертной казни Вячеслав Сухарко рассказал, что в ночь с 15 на 16 мая Алексея Михаленю и Виктора Лётова вывели из их камер и больше они туда не вернулись. По состоянию на конец 2018 года власти Беларуси не подтвердили факт их расстрела. Оба были приговорены к смертной казни в 2017 году после того как в ходе отдельных судебных процессов они были признаны виновными в убийствах.
В ноябре были казнены ещё двое смертников, Игорь Гершанков и Семён Бережной. В июле 2017 года они были признаны виновными в убийстве, похищении, хищении, хранении наркотиков и подделке документов. Казни состоялись после решения Верховного суда республики, который оставил вынесенный им приговор в силе. Всего месяцем ранее тот же пошёл на беспрецедентный шаг и согласился пересмотреть их дело после апелляции, в которой утверждалось, что в их деле были допущены процессуальные нарушения. Суд пришёл к заключению, что нарушений допущено не было. Родственники заключённых подтвердили, что казни состоялись.
В декабре Специальный докладчик ООН по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси, Специальный докладчик ООН по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях и Комитет ООН по правам человека осудили продолжающееся применение смертной казни в Беларуси. Они также осудили отказ Беларуси удовлетворить просьбы Комитета ООН по правам человека не приводить в исполнение приговоры Алексея Михалени, Игоря Гершанкова и Семёна Бережного, пока Комитет изучает их дела.
В своих обзорах соблюдения Республикой Беларусь двух международных договоров, которые она ратифицировала, Комитет ООН по правам человека и Комитет против пыток, помимо других замечаний, рекомендовали Республике Беларусь рассмотреть возможность введения моратория на исполнение смертных приговоров с целью полной отмены смертной казни в дальнейшем и замену смертных приговоров другими наказаниями. Комитет ООН по правам человека также выразил обеспокоенность тем, что лица, которым вынесен смертный приговор, лишены права на справедливое судебное разбирательство, им и их близким не сообщают дату приведения приговора в исполнение, тела казнённых не возвращаются родным, а информация о местах их захоронения не обнародуется.
Более того, Комитет против пыток выразил глубокую озабоченность в связи с представленными Комитетом ООН по правам человека данными, о том, что признательные показания даются под давлением или пытками, и сообщениями о том, что люди, ожидающие исполнения смертного приговора, содержатся в одиночных камерах.
В 2018 году были вынесены ещё два смертных приговора: в январе Минский городской суд приговорил Вячеслава Сухарко и Александра Жильникова к смертной казни за убийство после пересмотра их дел и отмены их пожизненных приговоров при повторном рассмотрении. В мае Верховный суд оставил их приговоры без изменений, теперь они могут быть расстреляны в любое время. Насколько известно, они являются единственными заключёнными, ожидающими исполнения своих смертных приговоров в Беларуси, по состоянию на конец 2018 года.
Amnesty International продолжает кампанию за немедленную отмену смертных приговоров Сухарко и Жильникову. Amnesty International выступает против смертной казни во всех случаях без исключения, независимо от характера преступления, характеристик преступника и способа, которым государство лишает жизни осуждённого.
Доклад Amnesty International о применении смертной казни в 2018 году