26 апреля Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга постановил освободить узника совести Михаила Цакунова под подписку о невыезде. Кроме того, его обвинение переквалифицировали на более мягкое, однако ему по-прежнему грозит до 5 лет лишения свободы за якобы «применение насилия к представителю власти».
«Мы рады, что Михаил наконец-то покинет изолятор, в котором он провел почти год», — говорит Олег Козловский, исследователь по России Amnesty International. «В то же время, как участник мирной акции протеста, он вообще не должен был там оказаться. Мы надеемся, что все обвинения против Михаила будут в конце концов сняты или он будет оправдан судом, поскольку он не совершал никаких преступлений. Мы также хотим увидеть расследование действий полиции на акции протеста и применения ей силы».
Михаил Цакунов был задержан на мирном митинге против готовившейся инаугурации Владимира Путина 5 мая 2018 года в центре Петербурга. На видеозаписи задержания видно, что он спокойно стоит вместе со своей девушкой и другим мужчиной, держа полусдувшуюся желтую резиновую уточку в человеческий рост. К троице подходит группа полицейских в защитной экипировке и без предупреждения набрасывается на них. Полицейские хватают другого мужчину, затем гонятся за Цакуновым и его девушкой, которые пытались уйти. Обоих сбивают с ног, сразу после чего четверо полицейских хватают Михаила Цакунова за руки, поднимают его и уводят, не отпуская руки.
Однако позже один из полицейских заявил, что Цакунов намеренно ударил его по лицу и выбил зуб. Это утверждение противоречит и видеозаписи, и другим доказательствам, в том числе показаниям стоматолога, который осматривал полицейского. Amnesty International признала Михаила Цакунова узником совести и потребовала его немедленного и безусловного освобождения в мае 2018 года.
Сначала Цакунову предъявили обвинения по ч. 2 ст. 318 Уголовного кодекса, «применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти», максимальное наказание по которой составляет 10 лет лишения свободы. Сегодня обвинение было смягчено на часть 1 той же статьи, то есть насилие, не опасного для жизни или здоровья, которая предусматривает до 5 лет лишения свободы или другие формы наказания. Прокуратура поддержала переквалификацию.