Создание линии разграничения между Абхазией, Южной Осетией и остальной территорией Грузии оказало разрушительное воздействие на права человека — доклад Amnesty

Действия России и фактических властей в Абхазии и Южной Осетии/Цхинвальском регионе, которые стремятся физически обозначить разграничительную линию между этими отделившимися регионами и остальной частью Грузии, привели к серьёзным ограничениям права на свободу передвижения и к другим нарушениям прав человека. В результате этого целые семьи оказались разделёнными заграждениями из колючей проволоки, лишились средств к существованию и сталкиваются с угрозой произвольного задержания при попытке пересечь линию разграничения, заявила Amnesty International в новом докладе, опубликованном 3 июля.

В докладе «За колючей проволокой: Нарушения прав человека в результате «бордеризации» в Грузии» раскрываются разрушительные последствия действий России и фактических властей Абхазии и Южной Осетии/Цхинвальского региона, направленных на оборудование «государственной границы» на всём протяжении спорной разграничительной линии путём установки заграждений из колючей проволоки, заборов, рвов и прочих физических преград, которые разделили деревни и отрезали местных жителей от их сельскохозяйственных угодий, источников воды, мест отправления религиозных обрядов и даже от их семейных кладбищ.

«Эти произвольные меры оказывают разрушительное воздействие на жизнь местных жителей. Сотни людей каждый год подвергаются произвольным задержаниям при попытке пересечь линию разграничения, когда пытаются увидеться с родственниками, ухаживать за своими сельхозугодьями или получить медицинскую помощь. Целые деревни оказались отрезаны от жизненно важных для них источников доходов — они подвергаются наказанию просто за то, что живут там, где жили всегда», — заявила Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.

«Россия фактически контролирует территорию Абхазии и Южной Осетии/Цхинвальского региона, в связи с чем она должна соблюдать свои обязательства по международному гуманитарному праву и защищать права человека на этих территориях», — указала она.

Разделение общин, лишение доступа к средствам к существованию

Российские войска были размещены в Абхазии и Южной Осетии/Цхинвальском регионе без согласия Грузии после вооружённого конфликта, произошедшего в августе 2008 года.

В 2011 году российские силы приступили к так называемой «бордеризации» — процессу превращения административной линии разграничения (АЛР) — до этого бывшей зачастую просто пунктирной линией на карте — в физически существующую преграду, разделяющую Абхазию и Южную Осетию/Цхинвальский регион и остальную территорию, подконтрольную Грузии.

Давит Ванишвили, 85-летний житель села Хурвалети, которое оказалось разделённым в ходе «бордеризации», рассказал Amnesty International, что российские военнослужащие в 2013 году поставили его перед тяжёлым выбором — остаться в своём доме на территории Южной Осетии/Цхинвальского региона, внезапно оказавшемся по другую сторону разграничительной линии, или переехать на подконтрольную Тбилиси территорию, до конца своих дней став перемещённым лицом.

Он предпочёл остаться, однако теперь Давит отрезан от остальной части семьи и от своих друзей. Он и его родственники рискуют быть задержанными всякий раз, когда они пытаются перейти через заграждение под покровом темноты, чтобы получить пенсию, купить необходимые лекарства или другие товары на грузинской стороне.

«Российские пограничники вошли в мой дом и сказали мне, что здесь больше не Грузия. В тот же день они начали устанавливать заграждения вокруг моего дома. У меня больше нет доступа ни к остальной части села, ни к остальной части страны», — сказал он Amnesty International. «Бордеризация» АЛР затронула все этнические сообщества по обе стороны линии разделения.

По данным грузинских властей, по состоянию на конец 2018 года, по меньшей мере 34 села оказались разделёнными заграждениями, которые установили российские силы. По разным оценкам, в общей сложности от 800 до 1000 семей лишились доступа к своим сельскохозяйственным угодьям.

Амиран Гугутишвили, 71-летний фермер из села Гугутианткари поблизости от АЛР с Южной Осетией/Цхинвальским регионом, вынужден полностью зависеть от социальных пособий с 2017 года, когда он лишился доступа к своему яблоневому саду.

«Раньше я каждый год собирал в своём саду больше ста ящиков яблок и продавал их. Этого дохода хватало моей семье, чтобы выжить. С 2017 года я больше не могу зайти в свой сад. Российские пограничники установили там знак государственной границы. Я всё ещё иногда прохожу мимо, чтобы взглянуть на свои яблони через заграждение», — рассказал он Amnesty International.

Закрытие пунктов пересечения подорвало торговлю

«Бордеризация» привела к закрытию нескольких официальных пунктов пересечения АЛР, отделяющей Южную Осетию/Цхинвальский регион и Абхазию.

«Бордеризация» пагубно повлияла на торговлю через АЛР, которая до этого была очень активной. Это серьёзно подорвало социально-экономическую ситуацию в сообществах, проживающих по обе стороны АЛР, поскольку местные производители потеряли доступ к своим традиционным рынкам сбыта», — отметила Мари Стразерс.

Село Хурча на абхазской стороне реки Ингури, разделяющей отделившийся регион и остальную территорию Грузии, было благодаря находящемуся поблизости пункту пересечения крупным торговым центром. Однако в марте 2017 года пункт пересечения был закрыт, что вынудило многих жителей села переехать в другие места на территории, подконтрольной Тбилиси.

«Наше село оказалось в безвыходном тупике – как и наши жизни», — сказал 85-летний житель села Хурча.

Переход АЛР, совершённые вне обустроенных пунктов пересечения, а также при отсутствии соответствующих документов, которые зачастую бывает трудно получить, российские власти и фактические власти регионов считают незаконными. В результате каждый год сотни человек подвергаются произвольным задержаниям. Некоторые из них, как утверждается, были избиты и подверглись жестокому обращению в местах содержания под стражей.

«Российские власти и фактические власти отделившихся территорий должны вновь открыть закрытые ранее пункты пересечения АЛР и смягчить порядок передвижения и связанные с ним ограничения для местных жителей, проживающих поблизости от Административной линии разграничения. При введении любых ограничений свободы передвижения, они должны быть действительно необходимы и продиктованы соображениями обеспечения безопасности или военной необходимостью. Кроме того, подобные ограничения должны быть строго соразмерны своим целям», — подчеркнула Мари Стразерс.

Кроме этого, Amnesty International призывает Грузию оказывать соответствующую поддержку тем семьям, на чьи экономические, социальные и культурные права оказала негативное воздействие «бордеризация», в том числе тем, кто лишился доступа к источникам средств к существованию.

Справка

Широкий круг политических вопросов, послуживших причиной военных действий между Россией, Грузией и двумя отделившимися регионами в 1990-е и в 2000-е годы, является важным и актуальным, но выходит за рамки нашего исследования.

Данный брифинг основан на сведениях, полученных в ходе более чем 150 интервью, которые проводились во время поездок в Грузию, состоявшихся в марте и июле 2018 года, а также в июне 2019. Amnesty International направила письма российскому правительству, фактическим властям в Абхазии и Южной Осетии/Цхинвальском регионе, а также правительству Грузии, содержащие краткое изложение наших выводов и причин для обеспокоенности в связи с ситуацией с правами человека, предоставляя им возможность отреагировать, с тем чтобы их позиция нашла отражение в данном докладе. Ответ Amnesty International получила только от Грузии.

Документ

Доклад «За колючей проволокой: Нарушения прав человека в результате «бордеризации» в Грузии»

Инфографика

#публикации #главное #Россия #Грузия