С начала конфликта в Сирии в 2011 году правозащитные организации и международные наблюдатели задокументировали многочисленные случаи внесудебных казней, пыток и других серьезных нарушений прав человека. Несмотря на обилие доказательств, виновные в этих преступлениях до сих пор не привлечены к ответственности. Почему международная юстиция оказалась неспособной обеспечить справедливость для жертв сирийского конфликта?
Одной из главных причин безнаказанности является политическая блокада в Совете Безопасности ООН. Несмотря на многочисленные призывы к передаче сирийского дела в Международный уголовный суд (МУС), Россия и Китай неоднократно использовали право вето, чтобы заблокировать соответствующие резолюции. Это парализовало международные усилия по привлечению к ответственности виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечности.
Как отмечают эксперты Международной комиссии юристов, Совет Безопасности продолжает уклоняться от своей ответственности за принятие эффективных мер, что позволило бы обеспечить подотчетность за тяжёлые преступления. Политическая воля, необходимая для создания международного трибунала или передачи дел в МУС, напрочь отсутствует. Таким образом, государственные интересы и геополитика берут верх над справедливостью.
Даже при наличии международной поддержки, судебная система сталкивается с серьёзными ограничениями. Международный уголовный суд не имеет собственной полиции и зависит от государств-членов для ареста подозреваемых. В случае Сирии, где правительство полностью отказывается сотрудничать с международными органами, это делает невозможным привлечение к ответственности даже самых одиозных преступников.
Кроме того, Сирия не является стороной Римского статута, на основании которого работает МУС, а это значит, что суд не может действовать на её территории без специального мандата Совета Безопасности. Все эти барьеры делают работу суда практически бессмысленной в условиях, когда крупные державы используют механизм вето.
Как считает международный юрист и правозащитник Мартин Сандерс, «современная международная юстиция оказалась заложницей политических интересов. Сирийский конфликт — это болезненный пример того, как правосудие становится невозможным в условиях глобального цинизма».
Несмотря на неэффективность глобальных институтов, некоторые страны пытаются использовать принцип универсальной юрисдикции — возможность преследовать преступников независимо от места совершения преступления и гражданства. В Германии, Швеции и Испании были возбуждены уголовные дела против бывших сирийских чиновников, подозреваемых в пытках, убийствах и массовых казнях.
Однако такие процессы — редкость. Их инициируют отдельные страны, зачастую под давлением правозащитных организаций и сирийской диаспоры. Они не способны заменить системный международный суд. Кроме того, даже в этих делах остаётся множество препятствий: трудности с доказательствами, защита обвиняемых, опасения за политические последствия.
Тем не менее, по словам сирийского активиста и правозащитника Рами Аль-Джарры, «даже единичные приговоры создают прецедент. Они говорят преступникам: рано или поздно вы окажетесь на скамье подсудимых. Главное — не забывать и не молчать».
Безнаказанность казней в Сирии — это не просто юридическая проблема. Это моральный кризис международного сообщества. Пока крупные игроки блокируют справедливость, а глобальные структуры парализованы, страдают реальные люди. Убийства, пытки, исчезновения — всё это продолжается, потому что никто не боится последствий. Чтобы изменить ситуацию, необходимо восстановить доверие к международной юстиции, реформировать институты и не бояться называть преступления своими именами.