В северном Ираке, согласно заслуживающим доверия источникам, патроны, произведённые в России и проданные американской компанией курдской милиции пешмерга, оказались в руках вооружённых группировок Исламского государства (ИГ), которое упорно насаждает свой репрессивный режим на огромных территориях.
В то же время в соседней Сирии в твиттере предполагаемого члена «Фронта ан-Нусра», связанного с «Аль-Каидой», появились фотографии противотанковой управляемой ракеты производства США. Сообщалось, что она была захвачена у «умеренной» сирийской вооружённой группировки, которую тренировало и вооружало Министерство обороны США.
Боевики ИГ демонстрировали во время парада оружие и военную технику, которую они захватили в июне, когда иракская армия, даже не вступив в бой, бежала из Мосула, второго по величине города Ирака. Эти войска, которые тренировала и экипировала на протяжении последнего десятилетия военная коалиция, возглавляемая США, оставили после себя целую гору оружия и военной техники, большая часть которой была продана и передана Ираку США.
Подобные сценарии стоят бессонных ночей военным стратегам и экспертам по внешней политике. Для многих мирных жителей в опустошённых войной Ираке и Сирии - это просто часть происходящего на их глазах кошмара.
То, что оружие и боеприпасы, получившие от правительства лицензию на экспорт, могут так легко попасть в руки тех самых нарушителей прав человека, для борьбы с которыми они были предназначены, - это готовый вердикт всему плохо регулируемому всемирному рынку оружия.
Conflict Armament Research недавно опубликовали результаты анализа боеприпасов, которые ИГ использовало в северном Ираке и Сирии. Было изучено 1 730 гильз, произведённых в 21 стране, и из них более 80% были из Китая, бывшего СССР (включая Россию), США и Сербии.
Эти мрачные подсчёты тем более вызывают тревогу, поскольку история вновь повторяется. Но мировые лидеры так до сих пор и не выучили урок.
Война в Заливе в 1991-м году убедила многих в опасности того, что международной торговле оружием не хватает адекватных механизмов сдержек и противовесов.
Когда осела пыль после военной операции, которая стала результатом вторжения иракской армии Саддама Хусейна в соседний Кувейт, оказалось, что Ирак буквально набит оружием, поставленным всеми пятью постоянными членами Совета безопасности ООН. Удивительно, что некоторые из этих стран в предыдущее десятилетие поставляли оружие и в Иран, подпитывая восьмилетнюю войну с Ираком, которая привела к гибели сотен тысяч мирных жителей.
Теперь, когда снова заполыхали вооружённые конфликты, те же страны опять поставляют оружие в регион, часто совершенно не заботясь о защите от контрабанды и не переживая из-за того, что оружие попадёт не в те руки. Война в заливе в 1991 году была лишь одним эпизодом серии смертоносных кризисов конца 1980х и 1990х годов: войны на Балканах, геноцид в Руанде, оккупация Восточного Тимора Индонезией и конфликты в районе Великих озер в Африке, в Западной Африке, Афганистане и Центральной Америке. То, что все они в некотором смысле обострялись поставками обычных вооружений, привело к кризису легитимности для экспортирующих оружие правительств.
Торговля, окутанная завесой тайны и ежегодно приносящая десятки миллиардов долларов, каждый год уносит полмиллиона жизней и калечит бессчётное количество людей, подвергая миллионы риску оказаться жертвами чудовищных преступлений и серьёзных нарушений прав человека.
В связи с этой ситуацией в середине 1990-х, кампейнеры Amnesty International вместе с небольшой группы активистов НКО впервые предложили упорядочить безответственную международную торговлю оружием.
Сначала их игнорировали или даже насмехались над ними. Но прошло два десятилетия и они победили.
Двадцать четвертого декабря 2014 года Международный договор о торговле оружием (МДТО) вступил в силу: свидетельство их тяжёлой работы, креативности и исключительного упорства. Впервые появился договор, который требует следить за последствиями для прав человека при каждой сделке по продажи оружия.
МДТО включает в себя ряд ясных правил для прекращения притока оружия в те страны, про которые известно, что оно будет использовано там при совершении геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений или серьёзных нарушений прав человека.
Договор быстро завоевал широкую поддержку у международного сообщества. С момента его принятия очевидным большинством на генеральной ассамблее ООН в прошлом году 60 стран во всём мире уже его ратифицировали, что означает, что МДТО является теперь для них юридически обязательным соглашением. В эти страны входят пять из десяти главных экспортёров оружия: Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания.
США, бесспорно главный производитель и экспортёр оружия, стоит в ряду 68 стран, которые подписали, но ещё не ратифицировали договор. Другие основные производители оружия, такие как Китай, Канада и Россия, до сих пор воздерживаются от подписания и ратификации.
Правительства стран, экспортирующих оружие, которые присоединились к МДТО, теперь будут обязаны объективно оценивать риск того, что поставляемое оружие может быть использовано для совершения чудовищных преступлений.
Одной из целей МДТО является «предотвращение и искоренение контрабандной торговли обычными вооружениями и предотвращение их попадания не в те руки», так что правительства несут ответственность за принятие мер, которые помешают таким вооружённым группировкам, как ИГ и Джабат аль-Нусра, получить в свои руки оружие, попадающее к ним контрабандным путём либо захваченное у врагов
Строгий контроль на местах гарантирует, что государства больше не смогут просто наводнять оружием страны, где идёт конфликт или где правительства обыкновенно используют оружие для подавления прав человека. Строгое соблюдение договора может предотвратить новые поставки оружия в такие страны, как Ирак и Сирия сегодня, где коррупция и контрабанда часто приводят к тому, что оружие не попадает в армию, а оказывается в руках неконтролируемых группировок.
Чем больше стран подпишут договор, тем прозрачнее станут мутные воды международной торговли оружием. Он заставит правительства быть более осмотрительными в заключении сделок.
Если бы МДТО уже давно был принят, он мог бы предотвратить или уменьшить количество чудовищных преступлений, совершаемых во время катастрофического конфликта в Сирии и Ираке. Теперь же, когда договор, наконец, стал реальностью, все страны должны принять его и начать строго придерживать его положений.
Международное сообщество до сих пор немногим помогло населению Ирака и Сирии, но МДТО даёт правительствам историческую возможность сделать решающий шаг навстречу защите мирных жителей от подобных ужасов в будущем. И эти правительства просто обязаны ухватиться за такую возможность обеими руками.
Автором этого текста является генеральный секретарь Amnesty International Салил Шетти.