Баку - город контрастов. Нарядные парки с вычурными фонтанами соседствуют с грязными заброшенными пустырями, усеянными строительным мусором. Башни из стекла возвышаются над брусчатыми мостовыми и извилистыми улочками в стенах старого города. Центр заполнен дизайнерскими магазинами, а нищие трущобные посёлки спрятаны за забором вдоль дороги, ведущей в город из аэропорта. Кругом что-то строится, куда ни кинешь взгляд: дорога, многоквартирный дом, новый парк, стадион.
Через сто дней в столице богатого нефтью и газом Азербайджана состоятся первые Европейские игры - двухнедельный спортивный праздник, который пройдёт под эгидой Европейского олимпийского комитета. Город примет у себя 6000 спортсменов из 50 стран, которые будут состязаться в 20 видах спорта. Кстати, расходы им возместят организаторы игр. Президент Алиев надеется, что его страна запомнится современным, богатым и развитым государством, способным успешно провести сложное международное мероприятие.
Однако самый разительный контраст здесь пролегает между имиджем современного государства, который власти стремятся предъявить миру, и реальностью за кулисами. Первые Европейские игры, подчинённые Олимпийской хартии, которая заключает в себе ценности свободы и всеохватности, совпали с наихудшим годом с точки зрения репрессий со дня выхода страны из состава СССР в 1991 году. Об этом говорится в опубликованном сегодня докладе Amnesty International.
Двадцать два узника совести, в том числе видные правозащитники, журналисты, блогеры и активисты, томятся в тюрьмах по сфабрикованным обвинениям. Другие были вынуждены бежать из страны либо отказаться от своей важнейшей работы.
Город, планирующий собрать у себя тысячи спортсменов и гостей, запрещает мирные собрания собственных граждан где-либо на виду. Пока в городе строятся грандиозные стадионы, отели и конференц-залы для иностранных гостей, местные активисты с трудом находят площадки и помещения, где они могли бы встречаться и работать.
Сегодня, когда я ехала по улицам Баку, везде светились рекламные щиты, знаменующие 100 дней до начала игр. Однако у родственников и друзей Интигама Алиева настроение было не столь праздничным, когда они собрались у здания бакинского суда, чтобы присутствовать на заседании по его делу. Алиева, видного адвоката-правозащитника, арестовали по сфабрикованным обвинениям в августе прошлого года, когда он готовил для представления в Европейский суд новые дела о нарушениях прав человека. Другие известные правозащитники, в том числе Лейла и Ариф Юнус, Расул Джафаров, Хадиджа Исмайлова и Анар Маммадли, разделили его судьбу.
Может быть Азербайджан и безопасная страна для спортсменов, состязающихся в 100-метровом забеге, но для защиты прав человека и свободы слова там идёт опасная игра. Те кто отстаивает их, вместо медалей подвергаются гонениям и получают тюремные приговоры.
Следствием арестов и репрессий стала парализация гражданского общества, заглушение дискуссий и полемики. Однако критики правительства не угрожают стабильности страны, а просто стараются сделать всё от них зависящее, чтобы Азербайджан стал таким соблюдающим права человека демократическим государством, каким провозглашает его президент Алиев.
По всей видимости, правительство всё с большим подозрением смотрит в будущее: запасов нефти хватит ещё на 20 лет, а газа - на 50. А что будет, когда бум сойдёт на нет? Примечательно, что после начала кризиса в Украине международное сообщество, горя желанием получить более надёжный источник нефти и газа, чем российский рынок, молчаливо воспринимает политику Азербайджана в области прав человека. Его взгляд прикован к нефтедолларам, и рот у него на замке. Это крайне близорукая позиция, которая оборачивается медвежьей услугой всем, кто сегодня томится за решёткой. Это значит, что Баку всё сходит с рук.
Молодой активист по имени Тургут, с которым я сегодня встречалась, сказал, что Баку-2015 может изменить ситуацию.
«Эти игры могут стать нашим последним шансом быть услышанными и привлечь международное внимание в нашему положению, потому что завтра может быть слишком поздно», - сказал Тургут.
Amnesty призывает немедленно и безусловно освободить всех узников совести в Азербайджане. Именно это станет достойным наследием предстоящих игр.
Наталья Нозадзе, исследователь Amnesty International по Азербайджану