Мои коллеги из Amnesty International США утверждают, что шпионская машина США мешает их работе по защите людей от нарушений прав человека, в том числе от действий правительств многих стран, которые пытают, похищают и во внесудебном порядке казнят людей за мирный протест, инакомыслие и гражданскую активность.
Звучит интригующе, - что за машина такая шпионская? И вторая интрига для меня - Amnesty International США вчера обратилась в суд. В нашей действительности эффективность такого шага была бы по крайней мере спорной. Правозащитники? В суд - на власти своей страны?
Но Amnesty USA не одни в своём протесте, и организацию представляетАмериканский союз гражданских свобод (ACLU). Мои коллеги не одни, потому что в мире постоянной и всеохватной слежки наша работа по защите прав человека становится намного труднее.
Предвосхищая вопросы и скепсис поспешу перечислить 8 фактов, которые нужно знать для того, чтобы понимать, как работает Amnesty International, и почему массовая слежка вредит нам в деле защиты прав человека. Слежка со стороны как США, так и их «партнёров» на других континентах.
1 Amnesty International свидетельствует о жестокости, насилии и зверствах. Мы направляем исследователей в зоны конфликта. Мы собираем факты о нарушениях прав человека на местах где бы то ни было в мире.
Мы просим людей рассказать о том, что им довелось пережить,- у очевидцев или у потерпевших.
2 Эти люди - наши источники информации. Зачастую они подвергают себя личному риску, беседуя с нами. Больше всего мы боимся, что полиция или спецслужбы их стран могут им отомстить, узнав об этом.
По этой причине мы принимаем меры предосторожности, обеспечивая тайну нашей переписки а порой и личные данные этих людей.
3 Однако в мире массовой слежки, ведущейся правительством США, наши меры предосторожности могут оказаться недостаточными для защиты наших источников информации.
Когда Эдварда Сноудена спросили, отслеживали ли США «весьма деликатную и конфиденциальную переписку» правозащитных организаций, в том числе Amnesty International, он ответил: «Ответ - да, несомненно да. Абсолютно». Следует добавить, что власти США никогда официально не опровергали утверждение Сноудена.
4 Даже если не брать это в расчёт, сами по себе исполинские масштабы шпионской машины США могут вызвать опасения у наших источников информации, что они не могут общаться с нами, не оказавшись под колпаком у США.
А США обмениваются огромными объёмами информации с правительствами других государств. Иными словами, общаясь с нами, наши источники попадают в поле зрения тех самых творящих произвол правительств, о которых нам сообщают, в том числе тех, что известны убийствами диссидентов либо помещением их под стражу без связи с внешним миром, а также их безнаказанными пытками.
5 Если наши источники не верят, что мы способны защитить тайну наших разговоров, то есть защитить их от слежки и тем самым от мести со стороны правительств их стран, они по понятным причинам могут отказаться беседовать с нами.
6 А если наши источники будут бояться общения с нами, то мы не сможем выполнять свою работу, а именно: записывать их рассказы об увиденном, сообщать о них всему миру, проводить кампании и бороться с дальнейшими нарушениями прав человека.
7 Но есть и другой риск, - пока мы говорим о риске для Amnesty InternationalСША. Даже если наши источники решатся общаться с нами, наши электронные письма и звонки по Skype, скорее всего, тоже являются предметами слежки правительства США благодаря его широкому толкованию правовых полномочий США. Когда исследователь Amnesty International отправляет электронное письмо в адрес Amnesty International США в Вашингтоне, например, о беседе с очевидцем атаки беспилотника США, власти США могут перехватить и, скорее всего, прочитают это письмо. То же самое может случиться в случае высоко конфиденциальной переписки между адвокатом и подзащитным.
8 Возможно, некоторые скажут: «Ну и что с того?« Но представьте, если власти за пять месяцев вперёд будут получать предупреждение о каждом журналистском расследовании или потенциальном изобличении. Легко понять, что власти будут заметать следы и скрывать собственный произвол. А теперь представьте, что слежка - просто часть глобальной «Войны навеки»: представьте, что это лишь одно из нескольких полномочий правительства США, применяющееся с великой скрытностью, основанное на безнаказанном произволе и умышленно сделанное постоянным.
Такова мрачная реальность, с которой мы боремся. Такова реальность, против которой мои американские коллеги сегодня протестуют в суде. Сегодняшние размышления касаются США. О слежке со стороны властей этой страны миру поведал Сноуден, про которого было сказано российскими властями, что «мы не выдаём правозащитников». Что касается другой стороны медали, - слежки со стороны властей России, то об этом нам только предстоит узнать. Может быть, когда Сноуден покинет нашу страну. Может и раньше.
Ну, а пока мы призываем всех включаться в кампанию с требованием прекратить постыдную практику слежения. Призовите президента Обаму прекратить скрытную слежку.