Дети-ромы ежедневно сталкиваются с дискриминацией и сегрегацией в школах из-за давнего нежелания чешского правительства решить проблему глубоко укоренившихся предрассудков в системе образования. Об этом заявила Amnesty International в опубликованном сегодня новом докладе.
В докладе под названием Must try harder: Ethnic discrimination of Romani Children in Czech schools («Плохо стараетесь: дискриминация детей-ромов на этнической почве в чешских школах», на англ. яз.) рассказывается о том, что чешские власти нарушают права детей-ромов в школах по всей стране. Их обучают изолированно от основной массы учащихся в отдельных классах для ромов. Они учатся в отдельных зданиях и школах, и их даже помещают в классы для учеников с «незначительными умственными отклонениями». Те же, кто ходит в общие школы, сталкиваются с агрессией и нападками.
«Повсеместная сегрегация ромских детей — жуткое проявление системных предрассудков, при которой школы дают детям урок жёсткой дискриминации с самых ранних лет», — сказал Салил Шетти, генеральный секретарь Amnesty International, представивший сегодня доклад в чешской столице Праге.
«Отказываясь должным образом решать эту проблему, чешское правительство не только нарушает нормы европейского права и права в области прав человека, но и ограничивает возможности в жизни десяткам тысяч граждан Чехии. Давайте называть вещи своими именами: это расизм — не больше и не меньше», — отметил Салил Шетти.
Доклад организации опубликован в преддверии оценки Европейской комиссии успехов Чешской Республики в решении данной проблемы. В сентябре 2014 года Европейская комиссия пошла на беспрецедентный шаг и привлекла Чехию к ответственности за нарушение антидискриминационного законодательства ЕС. Если правительство не примет необходимые меры, Комиссия может передать дело Чешской Республики на рассмотрение в Европейский суд.
Как выяснила Amnesty International, детей из числа ромов систематически помещают в школы для учащихся с «незначительными умственными отклонениями», где обучение ведётся по упрощённой программе.
Почти треть учеников в этих так называемых «практических школах» — ромы, хотя представители этого народа составляют лишь 3% населения Чехии.
Когда Андрей учился в 5 классе, его отправили в «практическую школу». Теперь ему 15 лет. Он рассказал Amnesty International, что не понимает, почему его перевели в школу для учащихся с умственными отклонениями. «В практических школах из нас делают идиотов. Там очень легко. Учат медленно, и я не думаю, что смогу попасть оттуда в старшие классы в хорошей школе», — сказал Андрей.
Кроме того, дети-ромы зачастую подвергаются сегрегации в системе образования и нередко оказываются либо специальных школах только для ромов, либо в общих школах, но в отдельном корпусе или классе.
Нежелание поддерживать учащихся и предотвращать агрессию на расовой почве Одноклассники и учителя зачастую по-другому обращаются с детьми-ромами, обучающимися в общих школах.
Им не оказывают языковой поддержки, несмотря на то, что для многих чешский не является родным языком.
Ромский пятиклассник по имени Пётр, обучающийся в общей школе в Дьене, рассказал Amnesty International, что его часто дразнят. «Меня обзывают, потому что я ром. Учительница ничего не делает, когда я ей об этом говорю, и говорит, что я сам начал. Она относится к нам не так, как к остальным».
«Если детям трудно учиться в школе, их нужно не разделять по этническому признаку, а найти способ поддерживать всех детей, не отделяя их, чтобы они могли наравне с другими пользоваться своим правом на образование. И это не роскошь, а требование закона и морали», — сказал Салил Шетти.
В феврале 2015 года правительство заявило о планах упразднить «практические школы» и пересмотреть политику финансирования образования.
Однако пока власти ничего не говорили ни о мерах по обеспечению внедрения этих мер, ни о конкретных сроках их реализации.
«Премьер-министр Богуслав Соботка и его правительство проявили бόльшую готовность решить эту проблему, чем их предшественники, однако им предстоит сделать ещё очень и очень многое. Мы уже не раз слышали обещания реформировать систему образования Чехии. Дискриминация детей-ромов продолжается не один десяток лет. Пришла пора положить ей конец», — сказал Салил Шетти.
Amnesty International призывает правительство Чехии создать систему мониторинга и обеспечения реализации обещанных реформ, поручив инспекторам школ привлекать к ответственности отдельные школы.
«Проблему сегрегации в сфере образования не решить, немного повозившись с системой, полной изъянов. Это уже пробовали, причём безуспешно. И всё останется как есть до тех пор, пока правительство не покончит с этническими предрассудками, которые и есть насквозь прогнивший корень этой проблемы,», — сказал Салил Шетти.
В 2007 году Европейский суд по правам человека установил, что Чешская Республика нарушила право детей ромов не подвергаться дискриминации в части доступа к образованию, и призвал правительство положить конец этой дискриминации.
Публикация доклада знаменует старт новой кампании правозащитного движения, нацеленной на гарантированный доступ к образованию и свободу от дискриминации для всех детей-ромов в Чешской Республике.