Иногда случаются вещи, которые представляются слишком трагичными для понимания - когда жестокость одного человека к другому усугубляется совершенно бесчувственной реакцией государства. Именно такие чувства охватывают при мысли о десятилетней изнасилованной отчимом беременной девочке, которой власти Парагвая отказывают в праве на аборт.
Эта история привлекла внимание всего мира, и многие были шокированы тем, что государство может таким образом обходиться с маленьким ребёнком, которого, как предполагается, оно должно защищать.
Мы в Amnesty International уверены, что отказ предоставить этому беззащитному ребёнку всех доступных вариантов решения проблемы, в том числе жизненно важную возможность прервать эту беременность, может быть приравнен к пыткам и является вопиющим нарушением её прав.
По данным Всемирной организации здравоохранения, детские беременности чрезвычайно опасны для здоровья девочек, поскольку могут привести к осложнениям, а в некоторых случаях и смерти, особенно если их тела «не в полной мере готовы для вынашивания ребенка». Эта десятилетняя девочка столкнулась с огромной опасностью для своей жизни и физического и психического здоровья, в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
Мы знаем, что мама девочки три недели назад, в конце апреля, в наилучших интересах своей дочери просила о прерывании беременности. В Парагвае доступ к аборту ограничен, но законен, когда существует угроза жизни женщины или девочки. Некие врачи сказали, что девочка возможно переживёт беременность. Создается впечатление, что то разрушительное влияние, которые беременность может оказать на её тело и разум, в этой оценке не учитывались.
Так что вместо того чтобы предложить аборт и физическую и психологическую помощь десятилетней девочке, которая в них отчаянно нуждается, она была отправлена в центр «юных матерей» и разлучена с собственной матерью, которая, в свою очередь, была арестована за то, что не смогла защитить девочку от сексуального насилия, ставшего причиной беременности. Принудительно разлучив с матерью и не дав возможности прервать беременность после изнасилования, власти постыдным образом ничего не предприняли для защиты этой девочки.
И не только меня возмутила эта душераздирающая история.
На прошлой неделе сотни тысяч людей написали президенту Хорасио Картесу, призывая его дать возможность десятилетней девочке прервать беременность. Сторонники Amnesty International из Великобритании уже отправили президенту более 110 000 подписей - и по уровню общественной реакции это оказалось одной из крупнейших акций за всю историю отделения организации в Великобритании. Кроме того, десятки тысяч людей из всех стран мира отправили свои обращения.
Эксперты ООН также выразили свою обеспокоенность, заявив, что правительство Парагвая не выполнило своих обязательств по защите ребёнка и не предоставило ей жизненно важного и своевременного лечения, в том числе «безопасного аборта по медицинским показаниям».
Я не знаю никого, кто считал бы приемлемым, что 10-летней девочке отказывают в прерывании нежелательной беременности.
Но ведь то, что случилось с этой девочкой, совсем не единичный случай. Сексуальное насилие и детская беременность слишком часто встречаются в Латинской Америке, где действуют одно из самых ограничительных законодательств в отношении абортов в мире.
Более того, ограниченный доступ к абортам регулярно толкает отчаявшихся женщин и девочек на небезопасные подпольные аборты, которые часто приводят к смерти. Всемирная организация здравоохранения сообщала, что 13% материнских смертей в Южной Америке случаются из-за подобных процедур. По правде говоря, парагвайские законы об аборте прямо противоречат международным обязательствам страны в области прав человека. В марте 2015 года Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам призвал Парагвай пересмотреть и изменить законодательство, регулирующее аборты, чтобы привести его в соответствие с другими правами человека, такими как права на здоровье и жизнь.
Так почему же власти Парагвая ничего не делают? Я думаю, что причина, к сожалению, одна - дискриминация, как по отношению к женщинами и девочкам, так и по отношению к бедным, что так широко распространена в моём регионе. Печальная правда заключается в том, что с точки зрения законодательства Парагвая, да и всего общества, главная роль женщины - это вынашивать детей и быть матерью, и стоит ей забеременеть, как её выбор становится крайне ограниченным. Справедливо также и то, что если бы у девочки и её семьи были финансовые возможности, если бы она принадлежала к другому социальному классу, то у неё бы был доступ к частным клиникам, где ей сделали бы аборт, или она могла бы уехать из страны, чтобы сделать аборт за границей. Государство скорее всего не вмешивалось бы и не препятствовало бы подобному развитию событий.
Государство не выполняло своих обязательств по отношению к этой девочке на протяжении месяцев её беременности, если не все годы её жизни в бедности и насилии, которому она подвергалась. В прошлом году её мать пожаловалась в правоохранительные органы на то, что отчим дурно обращается с её дочерью, но они решили, что никаких доказательств того, что ей угрожает какая-либо опасность нет, и не провели дальнейшего расследования. Но, очевидно, опасность ей угрожала. Согласно международному законодательству в области прав человека, государство было обязано защитить эту девочку от насилия и проявить должное усердие, чтобы гарантировать её физическое и психическое здоровье. Её наилучшие интересы должны теперь быть приоритетными для всех тех, кто не сумел защитить её в прошлом и у кого есть власть распоряжаться её будущим.
В понедельник 11 мая группа экспертов встретилась в Парагвае для рассмотрения этого дела. Теперь у них есть три дня для того, чтобы решить, какое решение проблемы должно быть ей предоставлено на основании оценки её физического и психологического состояния. Выдвинут ли они права девочки и её наилучшие интересы на первый план в своих рекомендациях? Или они пойдут на поводу у своих собственных страхов и предубеждений? Подождём и увидим. Но я надеюсь, что они не обманут её надежд. Времени у этой маленькой девочки почти не осталось.
Автор: Гвадалупэ Маренго, заместитель директора программ Amnesty International в Северной и Южной Америках