Компании, находящиеся в странах Евросоюза (ЕС), по-прежнему рекламируют и продают целый спектр технических средств обеспечения безопасности, которые могут применяться с целью пыток и жестокого обращения. Об этом заявили сегодня Amnesty International и исследовательский фонд «Омега» в своём новом докладе.
Продажа этих спецсредств становится возможной из-за законодательных лазеек в европейском регламенте десятилетней давности, нацеленном на ограничение торговли этими товарами.
В документе, озаглавленном Grasping the nettle: Ending Europe’s trade in execution and torture technology («Быка за рога: пресечение торговли стран ЕС техсредствами для пыток и казней», на англ. яз.), рассказывается о лазейках в законодательстве, а также о том, как органам и государствам-членам ЕС надлежит их закрыть. Выход доклада приурочен к 28 мая, когда в Европейском парламенте вновь начнётся обсуждение предложений о поправках к «Регламенту о торговле орудиями пыток», действующему с 2006 года.
«Европе уже удалось сделать очень многое для того, чтобы покончить с отвратительной торговлей самыми губительными орудиями и техсредствами в мире, которые могут применяться с целью пыток и казни людей», — сказал Марек Марчиньски, руководитель отдела Amnesty International по вопросам безопасности, военных и правоохранительных структур.
«Однако, как показывают данные нового доклада, в законодательстве сохраняются значительные пробелы. Это значит, что компании по-прежнему могут наживаться на человеческом горе, несмотря на уже действующие запреты и меры контроля. Если Европа всерьёз настроена идти в авангарде на пути к ликвидации пыток и отказу от смертной казни, она должна в неотложном порядке закрыть эти лазейки», — отметил Марек Марчиньски.
С 2006 года в ЕС действовал единственный в мире региональный механизм, позволяющий запрещать и контролировать торговлю техническими средствами, которые могут применяться с целью пыток или исполнения высшей меры наказания.
Amnesty International и исследовательский фонд «Омега» уже обращали внимание на серьёзные недостатки регламента и его несистематическое осуществление государствами Евросоюза. В последние годы ЕС стремился устранить эти недоработки, в том числе значительно расширив перечень запрещённых или подлежащих контролю товаров.
Европейская комиссия внесла новые предложения по укреплению регламента, которые теперь рассматриваются государствами-членами и Европейским парламентом. Amnesty International и «Омега» поддерживают многие из этих предложений и призывают принять их.
Вместе с тем в новом докладе организаций выявлены пробелы, сохраняющиеся в предложениях, которые по-прежнему позволят компаниям в ЕС:
• выступать посредниками при продаже и передаче технических средств обеспечения безопасности странам, не состоящим в Евросоюзе, если сделка заключается за его пределами и данные техсредства никак не затрагивают его территорию;
• открыто рекламировать на ярмарках и выставках оборонной продукции в ЕС и в интернете запрещённые ранее техсредства, например, кровати-клетки (напоминающие клетку надстройки, крепящиеся к каркасу кровати), нательные электрошоковые устройства или сдерживающие средства, которые используются для фиксации задержанного;
• предлагать технические средства обеспечения безопасности полиции, например, электрошоковое оружие, дубинки и электрошоковые щиты, что совершенно неуместно для охраны правопорядка;
• оказывать полиции и военным неуместную техническую помощь, в том числе обучать методам, которые в отдельных случаях могут способствовать пыткам и жестокому обращению;
• внедрять новые технологии и средства на рынке, даже если эти средства могут применяться для исполнения смертных приговоров, пыток и жестокого обращения.
«Хотя предложения комиссии и важны, они не служат эффективному устранению ряда критических недоработок и пробелов в регламенте и сопутствующих режимах контроля. Если государства-члены ЕС и Европейский парламент в неотложном порядке не решат эти вопросы, то они рискуют упустить столь редкую возможность всесторонне укрепить режим контроля и закрыть пробелы, которыми могут воспользоваться недобросовестные торговцы», — сказал доктор Майкл Кроули из исследовательского фонда «Омега».
«Европейскому союзу пора взять быка за рога и раз и навсегда покончить с торговлей техническими средствами пыток в Европе», — добавил Майкл Кроули.
Со вступлением в силу Регламента Совета ЕС № 1236/2005 в 2006 году, Евросоюз ввёл беспрецедентные и обладающие обязательной силой меры регулирования торговли, которые касаются ряда технических средств, часто применяющихся для исполнения смертных приговоров, пыток и жестокого обращения («орудий пыток»), но которые, как правило, не включались государствами-членами ЕС в перечни товаров военного и двойного назначения либо товаров, подлежащих стратегическому экспортному контролю.
Ранее Amnesty International и исследовательский фонд «Омега» выпустили три доклада в 2007, 2010 и 2012 годах, указав на конкретные пробелы в регламенте ЕС и в двух перечнях ЕС запрещённых и подлежащих контролю товаров, из-за которых продолжалась торговля «орудиями пыток».
После выхода доклада 2010 года благодаря лоббированию на уровне ЕС в 2011 году Европейская комиссия приняла решение о расширении двух перечней, включив в них дополнительные техсредства, например, нательные электрошоковые устройства, дубинки с шипами и некоторые препараты, применяющиеся для смертельных инъекций. Специалисты признали, что этого оказалось недостаточно для пресечения торговли этими спецсредствами, и Европейская комиссия провела всесторонний пересмотр регламента.
16 июля 2014 года Регламент комиссии об осуществлении № 775/2014 расширил перечни запрещённых и подлежащих контролю товаров, предусмотренных регламентом.
В последнем докладе Amnesty International и фонда «Омега» рассказывается о сохраняющихся пробелах, которые необходимо срочно закрыть. Как ожидается, данные доклада будут использоваться в ходе обсуждения, которое должно начаться в Комитете Европейского парламента по международной торговле и Подкомитете по правам человека 28 мая. Докладчиком в Комитете по международной торговле выступает член Европейского парламента Марихе Шааке, а Барбара Лохбилер выразит мнение от имени Подкомитета по правам человека. Предлагаемые поправки к Регламенту ЕС об торговле орудиями пыток, сформулированные по итогам обсуждения, будут вынесены на голосование в Комитет в июле и в конечном итоге на пленарное голосование в Европейском парламенте в сентябре.