Обвинительные приговоры более чем 30 должностным лицам эпохи Каддафи, в том числе девять смертных приговоров, вынесены по результатам процесса, омрачённого серьёзными нарушениями, которые демонстрируют неспособность Ливии обеспечить эффективное правосудие, соответствующее международным стандартам судопроизводства, - заявила Amnesty International.
Среди девяти человек, приговорённых к смерти за военные и иные преступления, совершённые в ходе вооружённого конфликта 2011 года, находятся сын полковника Муаммара Каддафи Саиф аль-Ислам Каддафи, и бывший руководитель службы военной разведки Абдалла аль-Сенусси. Ещё двадцать три бывших должностных лица получили различные сроки — от пожизненного лишения свободы до пятилетнего тюремного заключения, четверо были оправданы; один был отправлен на лечение, и приговор ему вынесен не был.
«Вместо того чтобы помочь установить истину и обеспечить привлечение к ответственности виновных в серьёзных нарушениях прав человека, допущенных в ходе вооружённого конфликта 2011 года, данный судебный процесс демонстрирует слабость системы уголовного правосудия, которая буквально висит на волоске в стране, раздираемой войной и не имеющей централизованной власти», - заявил Филип Лютер, директор программ Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
«Это дело должно было стать тестом на устойчивость судебной власти, однако в результате оно стало демонстрацией того, насколько трудно отправлять правосудие в то время, когда право силы перевешивает верховенство закона. Смертные приговоры — вопиющее нарушение прав человека – ещё более усугубляют общий ущерб, и должны быть отменены после обжалования».
Ожидается, что приговоры будут обжалованы в кассационной палате Верховного суда Ливии. Права тех, кто сегодня был признан виновными, на справедливое судебное разбирательство требуют полного, независимого и беспристрастного рассмотрения хода процесса и доказательств, использованных против них. Верховный суд обязан при рассмотрении апелляций принять во внимание утверждения о серьёзных нарушениях стандартов справедливого судопроизводства и нарушениях прав человека, допущенных при рассмотрении этого дела. Для того чтобы осуществить это, суд должен воспользоваться своей властью на пересмотр как доказательств, представленных в суде, так и трактовок законодательства, предпринятых судом первой инстанции.
Amnesty International уже давно призывала передать дело Саифа аль-Ислама Каддафи в Международный уголовный суд (МУС), имеющий действительный ордер на его арест.
«Власти Ливии отказались передать Саифа аль-Ислама Каддафи МУС, чтобы доказать, что они могут обеспечить правосудие на национальном уровне. Однако до сих пор сделать этого не удалось, поскольку в его отношении была допущена целая серия нарушений прав человека. Фактически его судили и приговорили заочно; его продолжают содержать в изоляции в неизвестном месте без доступа к адвокату», - заявил Филип Лютер.
«Единственный путь к настоящему правосудию для жертв серьёзных преступлений, совершённых в ходе конфликта 2011 года - передать Саифа аль-Ислама Каддафи МУС и обеспечить справедливые судебные разбирательства для всех приверженцев Каддафи».
Судебный процесс над «символами прежнего режима», как его называют в Ливии, продолжался с 24 марта 2014 года по 21 мая 2015 года. Саифу аль-Исламу Каддафи, Абдалле аль-Сенусси и 35 другим должностным лицам, включая бывших дипломатов, министров и сотрудников силовых структур, были предъявлены обвинения в серии преступлений, совершённых в ходе восстания 2011 года и во время последующего конфликта. К ним относятся: неизбирательные обстрелы, подстрекательство к изнасилованию, приказы открыть огонь по демонстрантам, вербовка и вооружение наёмников, а также участие в актах вандализма, грабежах и убийствах.
Организация считает, что многим из 37 ответчиков было отказано в праве на адвоката, в праве хранить молчание, в праве быть незамедлительно информированным о выдвинутых против него обвинениях, оспаривать доказательства, выдвинутые против них, и присутствовать на судебных заседаниях. В некоторых случаях задержанные длительные периоды времени содержались без связи с внешним миром в неофициальных местах содержания под стражей.
Саифа аль-Ислама Каддафи, которого содержали в подконтрольном повстанцам Зинтане, и семерых других ответчиков, содержавшихся в Мисрате, судили по видеосвязи. Временами плохое качество спутниковой связи лишало их возможности следить за ходом процесса. Саиф аль-Ислам Каддафи перестал появляться на сеансах видеосвязи после начала конфликта в западной Ливии в прошлом году, который закончился вытеснением из Зинтана бригад из Триполи, то есть фактически его судили заочно.
Организация понимает, что многие ответчики были допрошены без присутствия адвоката, несмотря на неоднократные требования и гарантии, предоставляемые в соответствии с ливийскими законами. Утверждения о пытках и других видах жестокого обращения, сделанные стороной защиты, по всей видимости, не были должным образом расследованы. Некоторым обвиняемым адвокаты были назначены уже после начала судебного разбирательства в нарушение их права на эффективную защиту.
Многие адвокаты не смогли переговорить со своими клиентами наедине в тюрьме аль-Хадба, строго охраняемом месте содержания под стражей, где также проходил судебный процесс. Некоторые отказались от участия в этом деле в связи с жалобами на угрозы, запугивание и преследования.
Обвинение в значительной степени основывалось на доказательствах, полученных из показаний 240 свидетелей, хотя никто из них не был вызван в суд и не подвергался перекрёстному допросу. Напротив, защите позволили вызвать только двух свидетелей для каждого ответчика; трудности с вызовом свидетелей были отнесены к проблемам в области безопасности.
Судебный процесс проходил на фоне возобновившихся конфликтов, которые привели к краху центральной власти и расколу в государственных институтах к середине 2014 года. С тех пор все стороны допускали серьёзные нарушения прав человека и нарушения международного гуманитарного права; некоторые из них равнозначны военным преступлениям. Насилие существенно ограничило возможности международного сообщества осуществлять мониторинг судебного процесса, и привело к дальнейшему ослаблению системы уголовного правосудия. Министерство юстиции международно признанного правительства, базирующегося на востоке страны, заявило, что не признает судебный вердикт.