Амур Хакулов в настоящее время ожидает рассмотрения жалобы на приговор к 20 годам лишения свободы. Он содержится в СИЗО-1 города Нальчика (Кабардино-Балкария). Он страдает хроническим заболеванием почек, но ему отказывают в необходимом лечении. Его жизнь под угрозой.
Бывшего инспектора интерната Амура Абубовича Хакулова приговорили к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима по итогам несправедливого судебного разбирательства в связи с вооружённым нападением на Нальчик в 2005 году. Амура Хакулова содержали в предварительном заключении в СИЗО-1 со дня ареста в 2005 году. По словам его родственников, во время пребывания в СИЗО у него развилось хроническое заболевание почек. Без лечения оно может привести к его смерти. Родственники Амура Хакулова обеспокоены тем, уровень креатинина в его крови постоянно растёт (это говорит о нарушении функции почек или их заболевании), и это может вызвать кому. Кроме того, у него повышенное давление и отёки ног.
Медики СИЗО-1 дважды ходатайствовали о применении к Амуру Хакулову иной меры пресечения нежели содержание под стражей, которая позволила бы ему получить необходимое лечение. В обоих случаях ходатайства отклоняли. Кроме того, они просили подключить Амура Хакулова к искусственной почке, но также получили отказ. По словам его родственников, медицинская комиссия в составе высокопоставленных сотрудников региональных органов здравоохранения постановила, что гемодиализ можно назначить лишь в том случае, если у него откажет одна почка. По просьбе жены Амура Хакулова заведующий медсанчастью СИЗО-1 направил запрос о предоставлении Амуру Хакулов бесплатных лечебных препаратов, необходимых больным с таким серьёзным заболеванием, поскольку в противном случае родственникам эти препараты будут не по карману. В конечном итоге региональный минздрав удовлетворил этот запрос, однако Амур Хакулов начнёт получать лекарства лишь в январе 2016 года. Его родные опасаются, что к тому времени будет уже слишком поздно.
Amnesty International призывает своих сторонников обращаться к властям РФ, выразив глубокую тревогу в связи с сообщениями о том, что Амур Хакулов лишён возможности получить срочно необходимое ему лечение, что ставит под угрозу его жизнь. В организации подчеркивают, что Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными требуют, что «больных заключённых, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или же в гражданские больницы» (п. 22(2)). В этой связи Amnesty International призывает власти досрочно освободить Амура Хакулова по медицинским показаниям в случае невозможности немедленно предоставить ему необходимое лечение.
23 декабря 2014 года Верховный суд Кабардино-Балкарии вынес решение по делу 57 человек, обвинявшихся о участии в вооружённом нападении на Нальчик в октябре 2005 года. К тому времени большинство обвиняемых провели под стражей девять лет. Судебный процесс начался в апреле 2008 года и продолжался более шести лет. Он отмечался многочисленными нарушениями принципов справедливости судопроизводства, включая упорную неспособность рассмотреть заслуживавшие доверия заявления ряда обвиняемых о применении к ним пыток. Суд признал 57 подзащитных виновными. При этом пятерых приговорили к пожизненному заключению, троих освободили, поскольку они уже отбыли назначенный им срок, а остальных приговорили к различным срокам лишения свободы от трёх до 23 лет в колониях строгого режима. Большинство настаивали на своей невиновности и обжалуют вынесенные им приговоры. Amnesty International неоднократно выражала озабоченность в связи с грубыми нарушениями прав человека в ходе производства по данному делу, включая применение пыток и жестокого обращения, а также отказ нескольким обвиняемым в срочно необходимом лечении.
Поначалу перед судом предстали 59 человек, однако двое умерли в ходе судебного процесса. Ещё один обвиняемый, Сергей Казиев, скончался 21 августа после почти трёх месяцев голодовки в знак протеста против приговора и условий содержания. Как и многие его сообвиняемые, Сергей Казиев жаловался на пытки и жестокое обращение во время следствия с целью выбить «признания». Во время пребывания под стражей у него развились цирроз и диабет, а в 2011 году его перевели под домашний арест после многократных просьб его адвокатов и голодовок других задержанных в его поддержку. Несмотря на крайне неудовлетворительное состояние здоровья, после вынесения приговора к 14,5 годам лишения свободы его немедленно отправили под стражу. Начав голодовку, Сергей Казиев требовал перевода в колонию, где условия содержания не так суровы, как в СИЗО-1.
Стандарты, касающиеся оказания медицинской помощи, изложены в ряде международных документов. В частности, Правило 22(2) Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными предусматривает перевод больных заключённых, нуждающихся в услугах специалиста, в особые заведения или же в гражданские больницы.
Важность оказания медицинской помощи в местах лишения свободы также подчёркивается в Своде принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Принцип 24 гласит, что задержанному или находящемуся в заключении лицу обслуживание и лечение предоставляются бесплатно. Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) подробнее изложил эти критерии в своём Третьем общем докладе. В частности, в пункте 38 говорится: «тюремные медицинские службы должны предоставлять медицинское лечение и сестринский уход… в условиях, сравнимых с теми, которые имеются для пациентов на свободе».
В пункте 40.5 Европейских пенитенциарных правил Совета Европы говорится: «заключённому оказываются все необходимые медицинские, хирургические и психиатрические услуги, в том числе имеющиеся в общественных учреждениях». Более того, пункт 46.1 гласит: «Больные заключённые, требующие специализированного лечения, переводятся в специализированные учреждения или гражданские больницы, если такое лечение невозможно в пенитенциарном учерждении». Российское законодательство предусматривает ряд правил, описывающих стандарты медицинского обслуживания заключённых, а также случаи, когда приговоры к лишению свободы можно заменить другими мерами в связи с состоянием здоровья заключённого.
Отказ в медицинской помощи может рассматриваться как пытка или жестокое обращение.
Вы можете изменить мир к лучшему, став нашим сторонником.
Twitter Facebook VKontakte